|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Мотивы ухода и возвращения в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Ответ к заданию олимпиады «Ломоносов» (Чехов А. П.)Мотивы ухода и возвращения в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» неразрывно связаны с ролью времени и проблемой смены эпох. Они присутствуют как в незаметных с первого взгляда деталях, так и глобальных явлениях, вызванных приходом нового периода российской истории. Первое действие пьесы открывается приездом Раневской и её окружения из Парижа. Находясь в детской, она вспоминает своё прошлое, с восхищением отмечает, что почти ничего не изменилось за пять лет её отсутствия в родном имении. Будущее почти не заботит ни её саму, ни её брата, Гаева. Они отвергают вновь и вновь предлагаемое Лопахиным решение, по их мнению вишнёвый сад и территория около реки никогда не будут разделены на дачные участки. Они называют единственную возможность погашения долгов чепухой и они не способны серьёзно отнестись к действительности. Гаев и Раневская живут событиями прошлого, и поэтому расставание с ними равноправно для них смерти. Эта же проблема касается Фирса, старого камердинера, который видит идеал жизни в старых условиях поместного землевладения. По приезде Раневской он произносит: “Барыню дождался, теперь хоть помереть”. Эта реплика оказывается для него судьбоносной, так как после отъезда Раневской он забыт в опустевшем доме, о его смерти зритель и читатель только догадываются. За сценой также остаётся уход из жизни мужа и сына Раневской, смерть её няни и слуги Анастасия. Лишь смерть Гриши, утонувшего в реке, болезнь любовника Раневской вызывают у неё слёзы, так как она не может воспринять горе людей, которых не любит. Гаев прибавляет ко всему, что Петрушка Косой ушёл в город. Казалось бы, уход одного человека не имеет большого значения, однако в масштабе России освобождение от крепостной зависимости становится предтечей великих перемен. Возможность иметь собственную, независимую жизнь даёт веру в собственный труд и силы. О свободном и гордом человеке говорит Трофимов, по просьбе Раневской возвращаясь к их вчерашнему разговору. Красноречие его убеждений вызывает восхищение, однако оно не имеет прямого влияния на слушателей. Ни один из героев друг друга по-настоящему не слышит, потому что замкнут в себе и погружен в себя. Многочисленные повторяющиеся реплики, например, Гаева “жёлтого в угол! дуплет в середину!” в разных вариациях, становятся пустым звуком и теряют смысловую нагрузку. Фраза “ангелы небесные не покинули тебя”, обращённая к саду, произносится Раневской с искренней верой в счастливое будущее. Именно покинутость и безвозвратно прошедшая жизнь характеризуют сад, семью Раневской, её саму и уходящую эпоху. Продажа имения за долги, ежедневные письма и телеграммы от парижского любовника вынуждают Раневскую нарушить данное себе обещание и она возвращается с Яшей в общество Парижа. Аня остаётся учиться и работать, Варя, всегда самостоятельная и хозяйственная покидает семью, чтобы работать экономкой. Шарлотта находит себе место через Лопахина, Гаев становится банковским служащим, Симеонов-Пищик богатеет за счёт найденной на его участке белой глины, Трофимов и Епиходов тоже уходят. Так пустеет круг близких, но в действительности далёких друг от друга людей. Внесценическая смерть персонажей замыкает композицию пьесы. Стук вырубаемых деревьев и звон разорвавшейся струны подводят к концу прошлое, завершают предыдущую эпоху и начинают новую. Жизнь и время возвращаются к привычному ритму, пока не прерванному будущим. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|