|
Может ли свобода быть безграничной? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) (Итоговое сочинение (декабрьское))Тема свободы всегда была актуальной как для всего человечества и каждого человека в отдельности, так и для общественных деятелей и мыслителей всех времен. Не обошла эта тема классиков и представителей современной литературы. Личную свободу каждый подразумевает по-своему. Скорее всего, интерпретация понятия свободы зависит от общепринятых правил, степени дозволенности и уровня воспитания человека и общества в целом. Многие путают свободу с вседозволенностью. Но это ошибочное мнение. Трудно представить, какой хаос начнет твориться в обществе, если каждый будет поступать так, как ему вздумается, не заботясь о последствиях своих деяний. Оказавшись в подобной ситуации, человек будет пребывать в смятении, не зная, чего ожидать в любую минуту. Хаос и неразбериху трудно назвать свободой. Свободный человек в любых обстоятельствах имеет право выражать собственное мнение об окружающей действительности. Он может смело рассуждать о недостатках существующего строя не только в кулуарах, но и там, где его услышат представители власти. Свободный человек в свободной стране не побоится открыто выражать свою гражданскую позицию даже тогда, когда она идет вразрез с мнением правящей верхушки. Тем более в свободной стране власть не будет устраивать «охоты на ведьм», пытаясь заткнуть рот тем, кто «слишком много знал». В стране, где правит реакционный режим, мысли о свободе могут только «грызть» душу, как подобная мечта грызла душу Мцыри в одноименном произведении М. Ю. Лермонтова. Поэт отождествляет нерушимые монастырские стены с гнетом реакционного режима, из-под которого немногие пытаются вырваться, как попытался это сделать Мцыри. Но эти тяжелые стены, подобно тюремным ограждениям не позволяют юноше распрощаться с монашеской обителью навсегда. Вкусив ненадолго свободы, он, сам того не желая, оказывается там, откуда так стремился уйти. Годы жизни, проведенные в монастыре, наложили на Мцыри печать раба. Невидимой цепью он прикован к монастырским стенам, как бы не бунтовала его душа. На примере Мцыри поэт показывает, что в реакционном обществе нет возможности победить рабскую психологию человека. Любое сопротивление и неприятие общественного строя подавлялось тяжелой и жестокой государственной машиной имперской России. Обновлено: Опубликовал(а): Irina-affa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|