|
Золотое слово как образец ораторского искусства в «Слове о полку Игореве» (Литература XI—XII веков)«Золотое слово», произнесенное киевским князем Святославом в «Слове о полку Игореве» выражает авторскую позицию и основную мысль произведения. Данная часть, выступая как один из ключевых моментов памятника древнерусской литературы, должна оказывать воздействие на читателя. По этой причине автор прибегает к публицистическому стилю, превращая «золотое слово» в эталон ораторского искусства. Докажем, что отрывок демонстрирует образцовую композицию и приемы ораторской речи. Во-первых, во вступлении Святослав обращается к другим князьям для установления контакта с ними. «Ты, буйный Рюрик и Давыд!», «Галицкий Осмосл Ярослав!» - эти и другие выражения привлекают внимание людей, упомянутых в речи. Более того, использованное князем обращение «дети мои» располагает к себе, настраивает аудиторию на нужный лад. Во-вторых, основная часть включает в себя разнообразные стилистические фигуры для того, чтобы изложить главную идею. Например, анафоры («Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать…Ты ведь можешь посуху живыми шереширами стрелять») и риторические вопросы («Не ваши ли воины злачеными шлемами в крови плавали?») в очередной раз нацеливают внимание слушателей на предмет речи и убеждают в правоте оратора. Также используются средства художественной выразительности. Эпитеты («храбрая мысль», «золотой престол»), олицетворения («приуныли голоса, поникло веселие») и сравнения («высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря») придают эмоциональности и образности. В-третьих, в заключении «золотого слова» учащаются побудительные предложения. Выражения «Загородите полю ворота своими острыми стрелами», «Вступите…в золотое стремя» передают призыв к объединению. Рефрены, как например, «За землю Русскую, за раны Игоревы» тоже имеют место. Благодаря им речь становится более пылкой и воодушевляющей. Таким образом, можно прийти к выводу, что «золотое слово» в памятнике древнерусской литературы представляет собой образец ораторского искусства. Автор через монолог князя Святослава поднимает важнейшие проблемы произведения – вопрос гордыни героев, их безрассудности. Справиться с данной задачей ему помогает четкое соблюдение структуры и искусное использование художественных приемов. Обновлено: Опубликовал(а): Анна А Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|