|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
«Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л. Н. Толстой) (Чехов А. П.)В своё время Лев Николаевич Толстой озвучил мысль, которая является максимально точной характеристикой всему творчеству великого русского драматурга, Антона Павловича Чехова. Суть этой мысли заключается в том, что лишних подробностей в творчестве Чехова нет: они либо прекрасны, либо жизненно необходимы для развития сюжета произведения и максимально точного понимания его читателем.
Антон Павлович Чехов заслуженно, почти традиционно считается корифеем малого жанра. Новеллы-миниатюры, короткие рассказы Чехова великолепны, неподражаемы, с этим не спорят даже те, кто традиционно критикуют его.
Если объем рассказа поставлен его автором в конкретные, достаточно лаконичные рамки, затяжные описания и подробные характеристики становятся неуместными, а значит, вся нагрузка переносится на художественные детали, именно они будут расставлять акценты и раскручивать сюжет. Одна правильно и вовремя озвученная деталь способна рассказать о персонаже в целом, предопределить его эволюцию. Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Смерть чиновника» на примере главного героя — Червякова.
Являясь не самым значимым чином, Червяков случайно обрызгал лысину генерала и гонимый собственным страхом, многократно и весьма унизительно извинялся.
Сначала генерал Бризжалов принимает извинения, но со временем они утомляют его и он, давая волю гневу, прогоняет чиновника. Тот отправляется домой и умирает на диване, даже не успев снять свою униформу. Вот так, одной деталью, великий драматург обличает рабскую психологию, привычку пресмыкаться, ставшую жизненной необходимостью. Если бы Червяков смог расстаться с мундиром и всем тем, что он сам связывал с униформой, то Чехов бы «подарил» ему жизнь, но сил для этого у Червякова не нашлось и он умер, раздавленный грузом предрассудков и страха перед генералом.
Рассмотрим также и рассказ «Дама с собачкой» и попробуем отследить, как менялось состояние Анны Сергеевны. Не испытывая нежных чувств и даже уважения к собственному супругу, она не могла больше выносить его общество и отправилась в Ялту. Там у главной героини состоялось знакомство с Дмитрием Гуровым: именно его она стала воспринимать как человека из новой и главное — лучшей жизни.
Перед тем, как без памяти влюбиться в Дмитрия, героиня теряет лорнетку, но позже, вновь появляется с ней, в театре. Лорнетка в руках героини оказалось чем-то большим, чем прибор для зрения, она была символов старой жизни, в которой был нелюбимый муж и невыносимость сосуществовать с ним без надежд и перспектив на положительные перемены в жизни.
Потеряв лорнетку, героиня утвердилась в правильности своего бегства от мужа, но достичь успеха на этом пути не смогла, потому лорнетка снова оказалась в её руках.
Посмотрим на Беликова из «Человека в футляре». Его характер предстаёт перед нами как на ладони, если посмотреть на предметы, которые его окружают. И не просто окружают, а по его собственной инициативе. Вещи не окружали его просто так, каждая из них обязательно была во что-нибудь упакована. Почему так? Видимо потому, что Беликов боялся окружающей его действительности, боялся жизни в любом из её проявлений, потому и пытался отчаянно отгородиться от неё множеством упаковок. Счастье обрести он сумел после смерти, ведь теперь он находился в чехле, выбираться из которого не придётся уже никогда.
А теперь позволим себе обобщение, для более полного и точного понимания ситуации: вицмундир мелкого чиновника, лорнетка женщины, которая не счастлива в браке, чехлы и футляры Беликова рассказывают вовсе не о быте, а о характерах и психологическом состоянии героев на очередном витке сюжетной спирали. Ни в рассказах, не в драматургии Антона Павловича нет ничего лишнего, хотя невнимательный читатель может поспорить с этим. Беликов выстраивал стену, которая должна была бы отгородить его от окружающего мира, по сути на это и ушла вся его жизнь, пролетевшая в страхе и осторожности.
Если сначала его пьесы производят неоднозначное впечатление из-за кажущейся перегруженности подробностями, то совсем скоро читатель понимает — всё на своих местах.
Красное платье вместе с зеленым поясом на Наташе «из трёх сестер» сразу же сигнализирует читателю об отсутствии у героини вкуса и душевной организации героини. Не лишены смысла детали и в «Вишнёвом саде»: чего только стоит звук лопнувшей струны во время продажи сада! Стучащие топоры в финале пьесы также оказывают огромное влияние в вопросе раскрытия характера персонажей.
Талант Чехова безграничен и многогранен, одно из его красноречивых проявлений как раз и состоит в том, что если уж Антон Павлович и «вешал» ружье на стену в начале пьесы, до то ее завершения это ружье неизбежно выстрелит. Обновлено: Опубликовал(а): watermelon Внимание! Спасибо за внимание.
|
|