Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смысл названия поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (ЕГЭ по литературе)

Первая половина 19 века - один из важнейших периодов в истории Отечества. Победа над Наполеоном в войне 1812 г, восстание декабристов на Сенатской площади (1825г), восшествие на престол Николая1 и последовавшие затем годы его жестокого правления. Эти события, современником которых был А.С.Пушкин, во много определили дальнейший ход истории государства. Близость поэта к декабристам во многом повлияла на возникновение гражданских мотивов в его творчестве, в особенности в поэме «Медный всадник», где (на ряду с философскими вопросами) поднимается тема абсолютной самодержавной власти, максимальные возможности которой, по мысли автора, были воплощены в личности Петра. Именно поэтому Петр 1, «властелин мира» является одним из главных героев поэмы.

Художественное решение образа Петр Великого вытекает из желания автора сделать этот образ символическим, «чистым воплощением самодержавной мощи». Для этого Пушкин заменяет личность самого императора его изваянием. Одним из интереснейших художественных решений поэма заключается в том, что реальный памятник Этьена Фальконе, установленный по приказу Екатерина 2, был сделан из бронзы, однако поэт заменяет ее на медь, называя «кумира на бронзовом коне» Медным всадником и тем самым определяя название поэмы.

Интересное замечание в этой связи сделал Ю.Б.Борев: «Правдоподобная бронза была бы здесь не кстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью».

Итак, как уже было сказано, Пушкин в названии поэмы заменяет металл, из которого сделан гениальный памятники Фальконе, на медь, называя бронзовое изваяние Петра на коне на «Медным всадником». Это чрезвычайно важно для понимания идейного смысла произведения в целом. В основу реально существующего памятника скульптор Фальконе взял аллегорию, подсказанную ему Екатериной Великой, желавшей видеть в изваянии одновременно образ Петра и символ самодержавной власти. Всадник символизирует самодержавие, а подавшийся на дыбы конь - народ, Россию, которую Петр «на высоте уздой железной…поднял на дыбы». Пушкин новаторски превращает аллегорию Фальконе в символ: образ Медного всадника, «кумира на бронзовом коне», нельзя отнести только к личности Петра 1, но ко всей самодержавной власти в целом (Как говорил В.Г.Белинский, этот образ несет в себе «контуры большого философского смысла»).

На момент написания Пушкиным поэмы автор смог в полной мере осознать губительность абсолютизма для России и для народа, что художник и показал в сюжете произведения. В центре повествования - жалкая и потерянная фигура «маленького человека» Евгения, мелкого чиновника, живущего своей жизнью и никому не мешающего. Но даже несмотря на то, что Евгений ничем не мешает ни безраздельной власти Петра, ни ходу истории, он уничтожен государственной машиной и ходом исторического прогресса. Тем самы Пушкин показывает разрушительность абсолютной власти для простого народа и государства, которая в поэме и губит «маленького человека».

Кроме того, важным с точки зрения понимания смысла названия произведения является то, что сам Петр изображен Пушкиным двойственно. С одной стороны он - «строитель чудотворный» («Добро, строитель чудотворный!…Ужо тебе!..»), который выстроил величественный и монументальный Петербург, а с другой - человек, искусственно выстроивший город «из тьмы лесов, из топи блат» (город, не приспособленный для жизни) на болоте и человеческих костях.

С этих точек зрения становится ясно, для чего художник мастерски заменил бронзу, из которого сделан реальный памятник «державцу полумира», «горделивому истукану», «властелину Судьбы», на медь, Как известно, медь имеет красноватый оттенок - цвет крови. Вводя эпитет «медный» Пушкин намекает читателям на ту цену, которую заплатила Россия за петровские преобразования, за безразличие императора к человеческим жертвам в решении государственных задач, за деспотичность.

Таким образом, героический пафос аллегории Этьена Мориса Фальконе в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» материализуется в трагический. Нарочито заменяя бронзу на медь, поэт стремится засвидетельствовать жестокость, деспотичность императора, его безразличие к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Пушкин выступает в поэме как истинно национальный поэт, страстно переживающий за судьбу Отечества и вместе с тем верящий в ее потенциальные возможности. Не случайно Медный всадник скачет вперед на бронзовом коне, олицетворяющим собой символ вечности, мощи и величия России.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.