|
Крестьянский труд в изображении Некрасова (ЕГЭ по литературе)В своем творчестве Некрасов не только отражал интересы народа, но и защищал их посредством поэтического слова. Лира художника пробуждала в сознании крестьян веру в возможность лучшего будущего, призывала к борьбе за свободу. Именно поэтому за Некрасовым утвердилось имя истинно народного поэта. Важно отметить и новаторский характер поэзии Некрасова, народность которой прослеживается не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Впервые в русской литературе поэзия стала понятна и достану простому народу. Таким образом, произведения Некрасова были написаны о народе и, не менее важное, для народа. Одной из важнейших тем творчество поэта стала тема неблагодарного и неоцененного крестьянского труда, затронутого во многих произведениях поэта. Важно сказать, что труд крестьян в изображении Некрасова носит противоречивый характер. С одной стороны, поэт говорит о нем, как о жестком и неблагодарном труде, подневольном и приносящим страдания людям, выполняющим его. С другой стороны, однако, поэт показывает, что народ не против трудиться, поскольку праздность чужда его натуре. Именно крестьянский труд, по мысли художника, создал все то, что есть в России. И с этой точки зрения он уже выступает как созидательное явление, иной раз вызывающее и радостные чувства. Эти две ипостаси труда, вступая в противоречие, встречаются нередко в один и тех же произведениях. Так, например, противоречивый аспект крестьянского труда поднимается в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Труд, по мысли поэта, это основа самоуважения и гордости простого русского мужика. В поэме Некрасова Яким Нагой недаром спрашивает Павлушу Веретенникова: У нас поля обширные, А не гораздо щедрые, Скажи-ка, чьей рукойС весны они оденутся, А осенью разденутся?».Не белоручки нежные, А люди мы великие В работе и в гульбе! С этими словами перекликаются и гордые слова деда Савелия, «богатыря святорусского»: «Ты думаешь, Матренушка, мужик — не богатырь?». Труд - основа жизни крестьянина, носящая в себе созидательный характер. Недаром истосковавшиеся по работе семеро странников, ищущих тех, «кому живется весело, вольготно на Руси», так бодро берутся за «привычку забытую»: Проснулась, разгорелася Привычка позабытая К труду! Как зубы с голоду, Работает у каждогоПроворная рука.. Важно отметить, что Некрасов одним из первых опоэтизировал крестьянский труд, рассматривая его как основу существования и противопоставляя его праздности господствующих сословий. Однако и страдальческая сторона крестьянского труда также затронута Некрасовым в поэме. Так, художник утверждает мысль о том, что в условиях эксплуататорского строя труд крестьянина — труд подневольный, не на себя, а на «бога, царя и господина»; это труд через силу, изматывающий и постепенно убивающий человека. Яким Нагой, «старик убогонький», рассказывающий Веретенникову про то, как в непосильной работе «трещит крестьянский пуп», говорит о себе: «Он до смерти работает, до полусмерти пьет». Здесь Некрасов рисует впечатляющий и удручающий портрет крестьянина, измученного работой: у не впалая грудь, грубые, как древесная кора, руки, «как вдавленный живот», «кирпичное» лицо, «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле». «И сам на землю — матушку похож он…», - пишет о нем Некрасов. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! Кроме того, две ипостаси крестьянского труда показаны и стихотворении «Железная дорога». «Ваня (в кучерском армячке): Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! (Разговор в вагоне)», - этим небольшим диалогом, выступающим в качестве эпилога, начинается стихотворение Некрасова. Строительство дороги в современной поэту России было не только новым, но и невероятно прибыльным делом. Это был период, когда множество голодных, бедствующих крестьян было вынуждено покидать деревни, уезжая на заработки в город, где господствовала бесчеловечная эксплуатация вчерашних крепостных. Крестьянство, нищее и разоренное реформой 1861 г., постепенно превращается в рабочий класс. Уже в начале стихотворение, в этом небольшом диалоге сына с отцом, мы видим сатирический элемент, возмущение поэта бесчеловечным условиям, в которых находится трудовой люд. Лживому утверждению генерала в разговоре с сыном Ваней о том, что строил дорогу граф Клейнмихель, в действительности прославившийся колоссальными хищениями и взятками, Некрасов противопоставляет историю об истинных строителях дороги, чей труд был настолько сложен и опасен, что привел к гибели, - о крестьянах: Он-то согнал сюда массы народные. Обновлено: Опубликовал(а): elizav.v.eta Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|