Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Композиция в «Герое Нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

В романтических поэмах и пьесах М.Ю.Лермонтов неизменно ставит проблему сильной личности, столь непохожей на большую часть дворянства 30-х годов 19 века и противостоящей этому обществу. Лирика, глубоко раскрывающая внутренний мир поэта, дала Лермонтову огромный опыт психологического анализа. Эти ведущие тенденции творчества художника блистательно соединились в новаторском романе «Герой нашего времени».

Важной композиционной особенностью произведения Лермонтова является несовпадение фабулы и сюжета, что создает кольцевой вид инверсивной композиции романа (действия первой и последней новеллы романа - «Бэла» и «Фаталист» - происходя в одном месте, в крепости N). Сюжетный порядок произведения следующий: предисловие к роману, «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Фабульный порядок иной: отправляясь на Кавказ, Печорин проезжает Тамань и вмешивается в жизнь «честных» контрабандистов («Тамань»). Затем герой после участия в каких-то боях отправляется в отпуск в Пятигорск, где завязывает интригу с княжной Мери и убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»).

За дуэль Печорина отправляют в крепость N. Отлучившись из нее в казачью станицу, Печорин участвует в споре с Вуличем («Фаталист»), а по возвращении в крепостью влюбляется в черкешенку («Бэла»). После смерти Бэлы Печорин уезжает из крепости N. Спустя пять лет Максим Максимыч встречает Печорина, отправляющегося в Персию («Максим Максимыч»). Вскоре офицер-рассказчик сообщает о смерти заглавного героя («Предисловие к «Журналу Печорина»). Последним в фабульном порядке стоит предисловие к роману.

Инверсивная композиция выступает формой психологизма в романе и, в соответствии с психологическим жанром произведения, способствует раскрытию образа Печорина. Сам Лермонтов, отмечая психологические жанр романа «Герой нашего времени», писал в «Предисловии к «Журналу Печорина», что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Мы видим, что в описании событий романа Лермонтов исходит не из фабульного спектра, а из задачи постепенного углубления во внутренний мир главного героя. В начале мы узнаем о персонаже из уст Максима Максимыча, кругозор которого предполагает неполное раскрытие характера Печорина. Затем повествование переходит к рассказчику, наблюдения которого были слишком короткими, чтобы оказаться исчерпывающими (он отметил, что в его улыбке «было что-то детское» при сей серьезности, глаза его «не смеялись, когда он смеялся», «это признак - или злого нрава, или глубокой постоянно грусти»). И, наконец, в роли повествователя выступает сам Печорин («Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!», «я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»).

Посредством инверсивной композиции Лермонтов блистательно раскрывает идейный смысл всего романа. Основной задачей, стоящей перед художником при создании романа «Герой нашего времени», было изображение современного ему человека, человека «эпохи безвременья», эпохи «потерянного поколения». Сам писатель говорит об этом в предисловии к роману, отмечая, что «ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его…несчастью, слишком часто встречал». Эта творческая задача явилась продолжением разработки литературного типа «лишнего человека» и связанной с ним проблемы личности и среды.

Печорин щедро одарен природой. Ярче всего в нем проявляется сила аналитического, «резкого, охлажденного ума», проникающего в самую суть жизненных явлений. Герой находится на высоком культурном и интеллектуальном уровне развития для своего времени. Персонаж Лермонтова знаком и с философией, и с литературой, и с историей; Печорин не раз задумывается над основными проблемами бытия: о жизни и смерти, о роли судьбы (рока) в жизни человека, о добре и зле, дружбе и любви (особенно это проявляется в беседах с Вернером). Многогранность личности Печорина отражена и в разнообразии его языка: герой владеет образной поэтической речью, насыщенной литературными цитатами, оперирует научными понятиями и терминами.

Однако, несмотря на все достоинства и таланты, заглавный герой не может найти достойного применения своим способностям, мучительно ищет свое место в жизни, ходя по кругу (кольцевая композиция), пытаясь угадать свое предназначение, о котором догадывается («Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и ,верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные»). Между тем Печорин так и не знает, зачем живет и для какой цели родился, не угадает своего предназначения в жизни, в этом бесконечном мучительном хождении по кругу, и умирает.

Но о смерти Печорина читатель узнает в середине романа, в «Предисловии к «Жарналу Печорина»» («Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»), о чем сообщает офицер-рассказчик, говоря, что «это известие…очень обрадовало» его и дало право «передать публике сердечные тайны человека», напечатать записки. Инверсивная композиция романа в принципе создает авантюрный жанр произведения, постоянно держит читателя в напряжении, так как они читают не сюжетный порядок новелл, из-за чего им не становится скучно довольно быстро.

Таким образом, кольцевой вид инверсионной композиции в романе представлен посредством несовпадения фабулы и сюжета произведения и благодаря тому, что М.Ю.Лермонтов делает местом действия первой и последней новеллы романа «Герой нашего времени» («Бэла» и «Фаталист») крепость N. Создавая первый психологический роман в русской литературе, художник использует инверсивную композиция как форму психологизма. Несовпадение фабулы и сюжета также помогают в раскрытии идейного смысла произведения, в котором герой мучительно ищет свое место в жизни, ходя по кругу. Кроме того, инверсивная композиция держит читателей в напряжении во время прочтения, то есть, иными словами, создает авантюрный жанр романа Лермонтова «Герой нашего времени».

Кроме того, нельзя не отметить принципиального новаторства Лермонтова в области жанра: как уже было сказано, «Герой нашего времени» - первый роман психологического, а также философского жанра в русской литературе. Бесспорно, роман - величайшее достижение художника, в котором, «как в капле воды», отразились важнейшие проблемы современной автору действительности, в том числе проблемы личности и среды. Показав драму судьбы Печорина, писатель, хотя и косвенно, утверждает такой идеал общественного устройства, при котором личность имеет возможность достойно существовать и свободно развиваться.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.