|
Пушкин: Я памятник себе воздвиг нерукотворный (ЕГЭ по литературе)Стихотворение посвящено назначению поэта и роли творчества. Лирический герой стихотворения считает творчество «нерукотворным памятником», его поэзия - «душа в заветной лире» - позволит ему не исчезнуть совсем из этого мира после смерти тела («нет, весь я не умру»). В пушкинском стихотворении ощущается реминисценция к ломоносовкому вольному переводу упомянутой выше оды Горация «Я знак бессмертия себе воздвигнул...». Кроме того, «Памятник» Пушкина — прямая отсылка к оде Державина. В первой строфе стихотворения наблюдается противопоставление нерукотворного и рукотворного памятников: поэтического творчества и государственного управления, вечного духовного и кратковременного земного существования и пр. Но вокруг того, что называет Пушкин «Александрийским столпом», до сих пор не утихают споры исследователей. Вот только несколько вариантов толкования: Александрийский столп — об Александровской колонне. Аргументы «за»: Пушкин исказил словоформу (Александрийский вм. Александровский по законам русского языка), чтобы «уместиться» в четырехстопный ямб. Пушкин исказил форму, чтобы замаскировать выпад против власти. Форма «Александрийский» возникает потому, что Петербург 1830-х гг в духе позднего классицизма назывался Александрией.
Главный аргумент «за» - нормы русского языка: Александр, Александровский, Александрия, Александрийский. Поэт верит в силу искусства. Для него творчество — попытка оставить свой след, не умереть совсем, не быть забытым потомками: тело умрет, но душа, оставшаяся в стихах, «тленья убежит». Сила и достоинство искусства в том, что оно способно пробуждать «чувства добрые», восславлять «Свободу» в «жестокий век», позволяет «милость к падшим призывать». Поэзия помогает выразить свои мысли и чувства и вызвать отклик у читателя. При этом поэтическое слово оказывается мощным оружием, что имеет свои побочные стороны: откровенность поэта обращается не только хвалой и «незарастающей народной тропой», но и клеветой, обидой, получением «венца» лишь после смерти. «Милость к падшим» (тем более, что стоит в одном ряду с восславлением Свободы) подразумевает, вероятно, отношение к декабристам, идеи которых разделял Пушкин, его товарищам, восставшим в 1925 году на Сенатской площади и затем сосланным в Сибирь. «В своих стихах Пушкин неоднократно писал о необходимости вернуть декабристов из Сибири»1. К памятникам, символизирующим государственную власть, народная тропа зарастает, поскольку одним страхом к власти народной любви не вызовешь. Иное дело — поэзия. Никого не заставишь читать или не читать, сочувствовать поэту или нет. Обращение читателя к стихам — это и есть «незарастающая народная тропа». Глаголы употреблены в трех формах: прошедшего времени (5 употреблений - в этом выразился своеобразный итог жизни поэта: воздвиг, вознесся, пробуждал, восславил, призывал); будущего времени (9 употреблений — в этом отразились ожидания поэта, его уверенность, что после смерти «справедливость» восторжествует: не зарастет, не умру, переживет, убежит и др.); повелительного наклонения (3 употребления — когда поэт обращается к музе, дает ей наставления: будь послушна, приемли, не оспоривай). Пушкин отказывается от воспроизводимой в поэзии классицистов концепции полного умирания, обращаясь к концепции вечной жизни. Слово «вознесся» («Вознесение господне») вызывает аллюзию к Христу, муки которого в земной жизни имели глубинный смысл и были поняты только после распятия; аллюзию к христианству вызывает и слово «нерукотворный» («Нерукотворный Спас»). В христианском духе звучит и само противопоставление кратковременного земного вечному «нерукотворному». В стихотворении Пушкина при этом нет самовлюбленности, сравнения себя с Богом. Свое творчество он воспринимает как крест, возможность быть понятым через творчество после смерти — это утешающая мысль, поскольку в настоящем он глубоко несчастлив. Непокорность поэта в первой строфе связана с неприятием государственной власти и царя. Покорность, к которой призывает поэт свою музу, в последней — это смирение с божественным промыслом. Первое не противоречит второму. Борьба словом с несправедливостью и жестокостью царя — это и есть тот крест, который должен нести лирический герой пушкинского стихотворения. И этому сопутствуют обиды, клевета, нападки со стороны глупцов и т. д., с чем поэту и его музе приходится мириться. Поэт подводит определенную черту своему творческому пути. Удивительно, но с момента написания этого стихотворения до смерти поэта прошло меньше полугода. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|