|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Актуальны ли сегодня идеи креационизма? Речь (Сочинение на свободную тему)Добрый день, уважаемые коллеги. Буквально пару недель назад младший сын моих знакомых 8-летний Давид спросил меня: «У моего папы был папа, у того свой, а кто был раньше всех?» Надо сказать, что версия создания человека богом и ему, и его сестренке понравилась больше, потому что ничего общего с обезьянами им обоим почему-то иметь не хотелось. Другой мой знакомый, убежденный атеист, часто поднимает в разговоре тему происхождения Вселенной и человека, но теория Дарвина кажется ему несостоятельной. Проблема происхождения всего волнует многих людей — не только ученых, философов, богословов. Правда, за кухонным столом не звучат слова «креационизм» и «эволюционизм». Тема, которую мы поднимаем: актуальны ли сегодня идеи креационизма? На самом деле, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо подсчитать соотношение религиозных людей, атеистов и, если можно так сказать, колеблющихся. Идея креационизма, то есть создание мира Творцом или Богом, присуща многим религиозным направлениям и является основной в таких мировых религиях как христианство и ислам. Ведь для убежденного православного, католика, мусульманина не существует вопроса, кто стал первопричиной всего, кто создал вселенную, землю, человека. Так вот последователей христианства и ислама в мире более 50 %! Надо сказать, что креационизм сегодня процветает в США. Например, социологические опросы, проведенные в 2008 и 2010 годах показали, что примерно 40% американцев уверены, что человек был создан Богом1. Безусловно, главной концепцией, которая подорвала положение креационизма и религии в целом, стала теория Дарвина2, которую также называют эволюционизмом и дарвинизмом. Эта концепция перевернула мировоззрение людей во всем мире. Она до сих пор является действующей и неопроверженной в научном мире, концепция успешно применяется к вселенной в целом, ко многим процессам, происходящим на земле и в космосе. Более того, долгие годы она преподается в школах на уроках биологии. Теория Дарвина убедила людей ученых и атеистов, но научные аргументы оказываются малоубедительными в отношении людей религизиозных. И споры между креационистами и эволюционистами не смолкают до сих пор. Так называемые «антидарвиновские» процессы проходят регулярно во всем мире начиная с 1925 года. Атеизм, господствовавший в советской России, дал возможность теории Дарвина в 20 веке занять прочные позиции. Но в других государствах на протяжении 20 века между креационистами и эволюционистами разгоралась война. Например, в 1932 году в Великобритании было основано «Движение протеста против эволюции», которое распространяло информацию, доказывающую ложность эволюционизма и истинность библейской картины мира. Через 40 лет число активных членов этой организации достигло 850 человек3. В Соединенных Штатах влиятельные организации креационистов даже добивались временного запрета на изучение эволюционной биологии в ряде школ, а с середины 1960-х годов временного введения в школьную программу учения «научного креационизма», дисциплина «наука сотворения» успешно просуществовала в ряде американских школ под названием «разумный замысел» с 1987 по 2005 год. Только вдумайтесь: на территории Соединенных Штатов Америки зафиксировано более 30 креационистских организаций, действует более 20 креационистских музея! Теория Дарвина постоянно подвергается нападкам со стороны религиозных деятелей. Например, во Франции (да и в ряде других европейских стран) школы нередко бесплатно получают книги, которые излагают коранические версии происхождения жизни на земле и отрицают теорию Дарвина. Например, «Атлас Творения» Харуна Рахьи, который обвиняет дарвинизм во всех грехах от терроризма до нацизма4. И даже в России сравнительно недавно — в 2006-2007 году — произошел нашумевший судебный процесс: дочь и отец Шрайберы требовали от Министерства образования и науки России и Комитета по образованию Санкт-Петербурга убрать из преподавания «не подтвержденную научными экспериментами» теорию Чарльза Дарвина. Иск школьницы и ее отца был отменен, но сам процесс является показательным: «обезьянья» теория оскорбляет верующих, и идеи креационизма еще прочно владеют умами. Учебники с креационистким уклоном получают распространение и в России. Например, в 2005 году был опубликован учебник креациониста С.Ю.Вертьянова "Общая биология" для 10-11-х классов "с преподаванием биологии на православной основе", подвергшийся огромной критике со стороны биологов не только за основную идею, но и за ряд фактических грубейших ошибок, которые свидетельствуют о некомпетентности автора в биологии вообще56. В то же время, несмотря на то, что спор между креационизмом и эволюционизмом — прежде всего спор между религией и наукой, нередко в среде ученых обнаруживаются убежденные христиане или мусульмане. Так или иначе научная картина мира воздействует на религиозную, и наоборот. Об этом свидетельствует, например, существование теистического эволюционизма. Его последователи признают теорию эволюции, но считают, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Существует также научный креационизм, который, правда, официальной наукой отвергается. Его последователи пытаются найти научные подтверждения креационистской концепции. О популярности идей креационизма свидетельствует его поддержка достаточно влиятельными лицами.
Таким образом, об актуальности идей креационизма говорят многие факты. Во-первых, идеи креационизма неразрывны с идеями основных мировых религий — христианства и ислама. «Фундаменталисты», т. е. верующие, воспринимающие свои священные книги — Библию и Коран — буквально, а не метафорически, убеждены в божественном замысле в создании мира и отрицают эволюционные идеи. Во-вторых, об актуальности креационистских идей свидетельствует непрекращающаяся война между креационистами и эволюционистами, основным полем которой является школа. В США временно в программу некоторых школ внедрялись дисциплины, отражающие креационистские идеи. В Европе и России нередко произносятся вслух мысли о внедрении таких дисциплин наряду с преподаванием эволюции или вместо него. В-третьих, на актуальность креационистских идеи указывают громкие судебные разбирательства вокруг теории эволюции и уместности ее преподавания в школе. Характерно, что в них участвуют сами дети и их родители, для которых этот вопрос имеет не менее важное значение. В-четвертых, об актуальности креационизма говорят многочисленные высказывания видных политических деятелей в его защиту. Такая неоднозначная позиция в столь важном вопросе даже потребовала официальной резолюции ПАСЕ от 2007 года, поддерживающей идеи дарвинизма и не рекомендующей преподавание креационизма в школах. На мой взгляд, вера — результат индивидуального миропонимания. Как можно внедрять в школьное образование, которое ориентировано на науку, креационизм — ненаучное направление — под видом научного? Это явный подмен понятий. Когда креационисты подвергают нападкам научную концепцию, они ничего не могут дать взамен, кроме веры. Обвиняя теорию Дарвина в недоказательности, они не могут привести доказательств, которые бы удовлетворили научное сообщество. И получается, что наука должна играть по правилам, т. е. соответствовать критериям верифицируемости, фальсифицируемости и принципу Оккама, а религия, требуя от науки еще большего соответствия, обвиняя ее в ненаучности, сама оказывается вне всяких правил, ссылаясь на священные книги как источник истины. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|