|
Стихотворение «Море» (Жуковский В. А.)Стихотворение написано в 1822 году и относится к романтизму. Черты романтизма в стихотворении: культ природы, описание бурной стихии, внимание к внутреннему миру человека, выражение отчаяния из-за недостижимости идеального мира.
Стихотворение по жанру представляет собой элегию. Это жанр лирической поэзии, являющийся выражением философских размышлений, грустных раздумий и скорбных переживаний. Такое жанровое определение, во-первых, передает печаль лирического героя (хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье»), во-вторых, настраивает нас на поиск философской идеи, скрытой за образами.
Лирический герой восхищается морем: его безграничностью (метафора "над бездной твоей"), таинственностью (эпитет "безмолвное море") и скрытой от глаз страстностью ("обманчив твоей неподвижности вид"). Обращаясь к морю на "ты", лирический герой тем не менее не может разгадать все тайны моря, что усиливается вопросительными предложениями ("Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?"). Тем не менее герой проводит параллели между тем, что он видит в жизни морской стихии. Море предстает живым, что достигается олицетворениями ("ты дышишь", "ласкаешь его облака золотые", "ты бьешься, ты воешь", "дрожишь за него"). Причем лирическому герою видится, что море тесно связано с небом и равно ему по мощи: как только небо закрывают "темные тучи", море борется за возвращение блеска на небе. Отношения между морем и небом похожи на любовь между людьми, где один отражает настроение другого, они любуются друг другом и готовы разогнать любые тучи, но в сердце любящего всегда будет тревога. Такая трактовка отсылает нас к биографии поэта. Стихотворение посвящено кузине Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал нежные чувства. Но мать девушки была против этих отношений пары, и боль от несбывшегося счастья нашла выражение в творчестве поэта.
Но в небе можно увидеть и воплощение света истины.
Можно заметить, что живописных эпитетов у поэта немного, но они рождают удивительную гармонию красок, рождают ощущение божественной целесообразности мира: море – лазурное, чистое; небо – светлое, чистое, ясное; облака – золотые; лазурь – светозарная; тучи – тёмные.
Эффект поэтического “присутствия” моря» достигается посредством ритма стиха, через его размер (четырехстопный амфибрахий), которые передают и мерный ритм волн, и грозный шум бури, и гармонию, царящую вокруг. Кроме того, поэт активно использует аллитерацию (повторение звуков ж, ш, з, л, м), создает звуковые образы (ты воешь, ты рвешь и терзаешь), вкусовые (сладостной жизни, сладостный блеск) и даже осязательные (ласкаешь облака, дрожишь за него). Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|