|
Нелепица войны в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» (ЕГЭ по литературе)В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов применяет к войне авторское слово «нелепица», чем характеризует общее состояние боя. В первом эпизоде раскрывается весь ужас самого страшного поворота человеческой жизни. Казаков на поле боя провожали женщины с улыбкой. Воинов окружали «любопытствующее – благоговейные взгляды», всеобщее веселье и ликование. Реальную ситуацию осознавал лишь старик, который сочувственно назвал казачий эшелон «говядинкой» - рабочей силой, без понимания отправляющейся на верную погибель. В следующем эпизоде автор описывает первый бой Григория Мелехова, с помощью которого раскрывается образ главного героя. В атмосфере всеобщего безумия и психоза, Мелехов превращается в часть единой массы, которая слилась со «свистом переливающихся пуль» и «бурой грядой окопов». В те минуты страшного боя Григорий не жил, а существовал: «в середине грудной клетке его словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь». Мелихов словно растворился в этом кровавом месиве, «он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в пальцах левой ноги». Григорий стал одной из связывающих частей военной силы – казачьего эшелона. Убийство австрийца Мелеховым, показанное в третьем эпизоде, является важным элементом в раскрытии образа главного героя как человека гуманного. «Залитые смертным ужасом глаза», «маленькое, чуть ли не детское лицо» и «глухо стукнувшие о камень мостовой половинки черепа» мальчика заставили Григория изменить свой взгляд на войну, отстраниться от боевой массы. Теперь читателю ясна идея образа главного героя : с этого момента Мелехов – носитель совести, который противопоставлен самым жестоким персонажем романа. Гордый характер Григория раскрывается в третьей части произведения. Образ главного героя показывает путь поиска правды. Мелихов осознает, что царь – это скучающий человек с особой пресыщенностью, который воспринимает свое войско как пушечное мясо. Это можно увидеть в моменте, когда Николай II и его свита, «толпа блестящих мундиров и густая волна дорогих духов», пришли в военный госпиталь, поэтому автор называет его «особой императорской фамилии». Главный герой задается вопросом, отражающим внутренний конфликт Мелихова: «Не за эту ли… топтали мы конями чужие хлеба и убивали чужих людей?» Григорий, в отличие от медперсонала госпиталя, не собирается виться вокруг царя, «как уж, ущемленный вилами». Он увидел жестокою правду – война может только калечить. Можно сказать, что Григорий Мелихов – это бунтующий человек, который встал на путь поиска справедливости. Читатель видит вольнолюбивый характер главного героя и в эпизоде, где между Мелиховым и Фицхалауровым разразился скандал. Генерал видел перед собой лишь грязного мужика, а не настоящего офицера, который заслужил свое звание героическими поступками. Поэтому в Фицхалаурове «просыпается неудержимая ярость», которая выливается на Григория в виде громких криков и оскорблений. Но Мелихов понимает, что они с генералом отличаются социальным статусом, но одинаковы должностным положением. Поэтому Григорий не позволяет Фицхалаурову повышать на него голос, угрожая, если тот пробует тронуть его хоть пальцем, зарубить на месте. Мелихов не собирается подчиняться генералу, пока он с ним «на равных правах». Таким столкновением автор создает полную картину нелепицы войны. Страшный оскал борьбы описывается в эпизоде, где казак Федор Подтелков приказывает расстрелять всех пленных «в кровину, в сердце». С белогвардейцем Чернецовым Подтелков решает расправиться самостоятельно, «революционным судом его судить и без промедления наказать». Неожиданно в жестокие планы казака вмешивается Григорий Мелихов, который пытается доказать, что над пленными офицерами «тут много судей» и распорядителей. Но бешеный накал Подтелкова уже невозможно остудить: он осознает, что за расстрел людей ему ничего не будет. Казак убивает Чернецова, «со страшной силой» рубнув его по голове. После совершенного преступления, все пленные, ожидая свою скорую погибель, «кинулись врассыпную». Но отряд Подтелкова бесчеловечно начал стрелять им в спину, добивать полуживых офицеров. В данном эпизоде образ Подтелкова является живым воплощение всего ужаса Гражданской войны. Казак убивает казаков, при этом предавая не только свою этническую культуру, но и самого себя. Для Подтелкова война – питательная почва, в которой ему необходимо обитать. Для полного раскрытия нелепицы войны важен образ Чубатого, сослуживца Григория Мелихова, который утверждает: казачье дело – «рубить, не спрашивая». Чубатый - дикий, безжалостный убийца, сравнивающий человека с тестом. По мнению Григория, у жестокого казака волчье, каменное сердце или вообще нет такового. Но даже Чубатый меняет свой взгляд на войну. Казак осознает: «Добра не жди, коль сама царица германских кровей. В подходимый раз она нас за один чох могет продать…» Даже после окончания боевых действий, во внешности и характере Григория Мелихова читались отголоски войны. Главный герой знал, что «ввалились у него глаза и остро торчат скулы», понимал, что «больше не засмеяться ему, как прежде». Война убила в Григории радость жизни. Видевший смерть, чувствовавший холодное дыхание приближающейся кончины, теперь Григорий не воспринимает жизнь, как прежде. Мелихов осознает: война – самое страшное проявление человеческой ненависти. Обновлено: Опубликовал(а): komsomol2001 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|