Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Пьера Безухова в романе-эпопее Льва Толстого «Война и Мир» (ЕГЭ по литературе)

В заглавие романа-эпопеи «Война и мир» Лев Толстой отразил идею произведения, заключающаяся в раскрытие взаимоотношений общества во время Наполеоновской войны. Автор решил ввести своих героев именно в такую ситуацию, потому что только в «событии, противному человеческому разуму и всей человеческой природе», можно увидеть настоящее людское лицо.

Собственную позицию, касающуюся боевых операций, Толстой сокрыл в образе Пьера Безухова – героя, являющегося настоящим противником войны. Диалог Безухова и Андрея Болконского дает понять читателю, что Пьер – истинный гуманист, так как именно он пытается убедить Болконского: если бы не было бы войны, то «было бы прекрасно». Кроме этого, идею человеколюбия в образе Безухова автор передает через эпизод, иллюстрирующий сражение на Бородинском поле.

Автор специально создает образ Пьера во время сражения, который был одет в белый костюм. Можно сказать, что через эту деталь Толстой показывает читателю, что человек, никогда не видевший войну, даже не представляет о ее кровавых разрушениях. Именно поэтому Безухов будет тем человеком, который ужаснется от увиденного во время битвы. Герой в бою даже не успевает понять, «что полковник убит, что кричавший: «Братцы!» был пленный, что в глазах его был заколот штыком в спину другой солдат». Пьер даже не отличал русских от французов, он видел лишь солдат «с изуродованными страданием лицами». Герой понимает, что на его глазах разворачивается страшная картина, противная человеческому сознанию, именно поэтому он восклицает: «Теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Этот эпизод показывает: Пьер является истинным гуманистом, которому чужда война.

С первого эпизода, иллюстрирующего салон Анны Павловны Шерер, читатель понимает: Пьер Безухов отличается от окружающих его персонажей. Безухов, вернувшись из Франции в Россию, впервые попадает в светское общество, поэтому совсем не знает о его правилах и традициях. К примеру, герой, не дослушав речь тетушки Шерер, развернулся и ушел от пожилой дамы. Кроме этого, герой мог свободно говорить о том, что Наполеон – велик, а французская революция была необходима. Безухов, хотя и вошел в светское общество, но при этом не относился к ним.

Важно сказать, что автор в самом начале романа представляет Пьера как дебошира. Так как после приезда в России герой только начинает свой путь исканий, то он пытается «войти» в различные компании. Безухов жил в доме Курагиных и участвовал в «разгульной жизни» Анатоля, именно поэтому герой и оказывается замешан в истории о том, как несколько человек привязали к спине медведя квартального.

Далее автор связывает Пьера Безухова и Элен Курагину узами брака, которые строились полностью на материальной выгоде, так как Курагин старший, зная о наследстве героя, постоянно подталкивал его к женитьбе. Стоит отметить, что этот союз являлся лишь пародией на семейную жизнь: об изменах Элен знает весь город, и Безухов жалел о неудачном браке. После очередного предательства со стороны Курагиной Безухов из анонимного письма узнает, что предметом ее новых любовных похождений является Долохов - герой, которого по старой дружбе приглашает пожить в свой дом Пьер. Не выдержав такого унижения, Пьер Безухов вызывает на дуэль Федора Долохов. Возможно, герой бы и не решился на поединок, но сам Долохов спровоцировал подобный ход событий. Во время обеда в честь Багратиона Федор произносит тост: «За здоровье красивых женщин …. и их любовников», а после вырывает из рук Безухова анонимное письмо.

Не узнав семейного счастья, Безухов разочаровывается в своем образе жизни и начинает искать свой путь в этом мире. Герой боялся, что «вошедши со всеми зубами и волосами в эту жизнь», он выйдет из нее «без одного зуба и волоса», так и не поняв смысла жизни. Данной метафорой автор объясняет читателю, что Пьер опасался потратить свои лучшие годы жизни на разгадывание вечных вопросов. Кроме этого, даже Безухов презирал довольных своим положением людей. Собственную душевную боль герой заглушал вином, потому что только с помощью алкоголя осознавал, что «тот запутанный узел жизни» не так страшен, как ему казалось. Герой задавался риторическими вопросами: «Что дурно? Что хорошо?» Безухов, не находя должного ответа, считал, что только после смерти все сможет узнать и «перестанет спрашивать». Можно сказать, что Пьер был несчастен.

Веру в жизнь Безухову удается вернуть только старому масону, Осипу Баздееву. Ему удается указать путь познания правды, лежащий через восприятие «высшей мудрости и истины» - «чистейшей влаги», то есть качеств, являющимися фундаментом духовной составляющей человека. Но их может впитать только душа, в которую вложен «свет Божий», называемый совестью. Для того, чтобы прийти к познанию истины, необходимо прийти к самостоятельному духовному очищению. Старик убеждает героя, что он сможет принести пользу своему ближнему, если поможет десяткам тысяч рабам. Позже Безухов вступает в масонскую ложу, где получает учения о бессмертии.

Стоит отметить, что Пьер полностью осознал учения масона только в плену, так как он оказывается в экстремальной ситуации. Безухов, свободно расхаживая по лагерю, вызывает гнев французских солдат, после которого произносит заключительный в своем образе монолог. Герой осознает свое единство с миром и уже не боится возможной смерти, так как уверен: никто не сможет убить его бессмертную душу. После данного эпизода Безухов перестает искать свой жизненный путь, потому что уже обретает гармонию.

Следует отметить, что уже после женитьбы на Наташе Ростовой герой «стал жить большим домом, семьей». Пьер Безухов был полностью окружен родными, заменяющими ему «самую дорогую роскошь». Пьер объясняет, что новый образ жизни дешев, а значит намного ближе и доступнее для героя. Автор дает оценку деятельности Пьера глазами Николеньки, для которого Безухов был «предметом восхищения и страстной любви». Можно сказать, что автор специально акцентирует внимание читателя на эпилоге, иллюстрирующий семейную жизнь Безуховых, через которых доносит истину – если существуют подобные семьи, то они будут украшать общество.

Можно сделать вывод, что образ Пьера Безухов в романе-эпопее «Война и мир» - это образ человека, ищущего свой путь. После Безухов находит собственную тропинку, которая полностью проходит через его семью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.