Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Рецензия на роман «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)

По сравнению с другими романами "Отцы и дети" были написаны Тургеневым достаточно быстро. Вся работа, от замысла до первой публикации, заняла менее двух лет, и произведение увидело свет в 1862 году. Замысел романа возник у И. С. Тургенева в I860 году, когда произошел его разрыв с журналом «Современник». В произведении «Отцы и дети» Тургенев попытался осмыслить феномен «новых людей», тип которых начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача», - писал автор.

Работа над романом была продолжена в Париже, но позже, накануне отмены крепостного права, писатель переезжает в Россию, дабы глубже осмыслить происходящие в стране события. Впервые роман появляется в 1862 году на страницах журнала «Русский вестник». Тургенев посвятил его В.Г. Белинскому.

«Отцы и дети» — роман реалистического направления. Основная его тема — рассуждения о различии русских людей «нового» и «старого времени» (то есть «отцов» и «детей»), что делает роман социально-психологическим. В произведении прослеживается борьба главных общественных сил России того времени. Павел Петрович, называющий себя либералом, а на самом деле больше склоняющийся к консерватизму, и Базаров, придерживающийся нигилизма — два главных антипода романа, на противопоставлении которых построено все произведение.

В центре системы персонажей романа один главный герой — Базаров и его убеждения человека «нового времени». Его главным антагонистом является Павел Петрович Кирсанов — либерал, склонный к консерватизму. В отличии от барата, Николай Петрович Кирсанов не является ярым противником новизны, а наоборот, старается понять и подражать молодым (в основном ради хороших отношений с сыном). Аркадий в начале романа являлся союзником и последователем Базарова, но, после отношений с Катей, возвращается к собственным принципам и убеждениям. Ситников и Кукшина - пародия на теорию Базарова, люди, стремящиеся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям. Автор относится к ним с иронией. Одинцова — независимая, волевая женщина, возлюбленная Базарова, в каком-то смысле — причина его смерти. Катя — сестра Одинцовой, ее полная противоположность, именно она своей простотой, открытостью, нежностью избавляет Аркадия от идей Базарова. Фенечка — образ трогательной женщины из народа, служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича. Образы родителей главного героя, добродушных старичков, выявляют различия между Базаровым-теоретиком и Базаровым-человеком.

Таким образом, вся система образов подчиняется единой цели — раскрыть новое явления (нигилизм в лице Базарова), зародившееся после социальной реформы 1861 года.

Роман пропитан символизмом. Самый очевидный пример - его название. Проблема «отцов и детей» явно обозначена в названии романа, потому что тесно связана с переосмыслением жизненных ценностей поколения предшествующим поколением. Это вечная проблема непонимания и неприятия новизны, которая была и будет актуальна и во времена классиков, и в наши дни.

Еще одна символичная деталь — смерть Базарова. Этим эпизодом Тургенев показывает судьбу нигилизма, говоря, что данное явление вскоре погибнет, так как не будет передаваться его последователями другим людям, как Базаров не смог передать его Аркадию.

Тургенев принадлежал к тем писателям, которые стремились ненавязчиво направлять читательское восприятие с помощью такого средства выразительности, как художественная деталь. К примеру, читатель, благодаря портретной детали сразу может определить, что Павел Петрович Кирсанов принадлежит к дворянам «старой закалки». Неактуальность его жизненных принципов указывает на несостоятельность дворянского сословия современной Тургеневу России. Пейзаж и описание жилища каждого героя раскрывает в полной мере его характер. Нельзя не упомянуть речевые детали. В спорах Павла Петровича и Базарова используется так называемая «речевая ирония», когда люди говорят что-то друг другу, не слыша оппонента.

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. Симметричность заключается в том, что социальный конфликт (условная первая часть романа) развивается симметрично любовной линии. В первой части романа противопоставляются убеждения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, а во второй — Базарова и Одинцовой. В первом случае Базаров побеждает, а во втором терпит поражение. Симметричны и истории любви героев-антиподов. Трагичная любовь к княгине Р. губит Павла Петровича морально, а любовь Базарова к Одинцовой губит последнего в прямом смысле.

Тургенев проводит параллели в любовных линиях романа. На фоне безответной и несостоявшейся любви Евгения к Анне Сергеевне, Катя и Аркадий проникаются глубокими чувствами друг к другу, создают семью.

Так же, наравне с любовным конфликтом, развивается внутренний конфликт в душе Базарова с самим собой и своими убеждениями. Данный конфликт разрешается смертью персонажа, соответственно, смертью такого явления, как нигилизм в лице его ярого приверженца.

Роман “Отцы и дети” читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Он оказал огромное влияние на литературную и общественную жизнь 60 — 80-х годов XIX века. Произведение посвящено идее бесконечной смены поколений, противоборства «нового» и «старого», «отцов» и «детей». И на примере персонажей автор доносит до читателя мысль, что каждый «ребенок» рано или поздно станет «отцом». Процесс этот необратим, а значит проблема «отцов и детей» будет актуальна всегда для читателей всех времен и возрастов.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.