|
Изображение дворянства начала XIX века по роману Евгений Онегин (Пушкин А. С.)
«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития», — говорит Белинский. В своём романе Пушкин нарисовал жизнь России конца 10-х — первой половины 20-х годов XIX века. Это было время подъёма национального самосознания, пробуждённого войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем. Усиливается интерес к мыслителям и писателям Запада. Онегин читает сочинения английского экономиста Адама Смита. Он вместе с Ленским обсуждает вопросы, поставленные французскими философами конца XVIII века. Руссо — один из любимых авторов Татьяны. Ленский учился в Геттиигенском университете; его поэзия созревала «под небом Шиллера и Гёте»; оттуда он привёз «вольнолюбивые мечты». Растёт знакомство с английской художественной литературой. Ричардсон и Байрон — любимые писатели. Появляются новые потребности, особенно у столичного дворянства, разрушается патриархальный уклад жизни. На фоне этих сдвигов в общественно-экономической и культурной жизни России Пушкин в свете декабристских взглядов рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного, живущего в своих усадьбах. Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества, Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителей. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господа», и «диктаторы бальные» «с виду злые» дамы, и «не улыбающиеся» девицы. В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы. Всё в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум. . . Третья группа дворянства, представленного в романе, — это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков», Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины, из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжёлый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства». С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг, хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Также привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь». Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|