|
Каким может быть путь к познанию самого себя (Итоговое сочинение (декабрьское))В процессе жизненного пути люди задаются вопросами о своем предназначении, пытаются сопоставлять истинную сущность с заимствованными извне мыслями и манерами. Есть такие, кто плывет по течению, не задумываясь о смысле земного бытия, и те, кто сызмальства упорно движется к заветной цели. Но таких людей не слишком много. Большинству доводится преодолевать долгий тернистый путь к осмыслению собственной сущности. Сложное познание самого себя мастерски описал Ф.М.Достоевский в «Преступлении и наказании» на примере Родиона Раскольникова. Психологическо-философский роман вышел в переломный для российского общества момент, когда новые веяния пытались влиять на традиционную христианскую мораль. Писатель в числе первых назвал подобные попытки «бесовщиной». Своим романом он послал предупреждение об опасности забвения укоренившихся морально-нравственных устоев. Бывший студент Раскольников живет в бедном районе Петербурга. Его убогая съемная комнатушка на чердаке скорее напоминает гроб, а сам жилец перебивается с хлеба на воду. Однако быт и еда не волнуют Родиона, он увлечен доказательством собственной теории, разделяющей людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Царящая вокруг несправедливость наводит Родиона на мысль, что только насилие способно изменить мир. Если кто-то готов на поступки ради блага других, ему не стоит обращать внимание на нормы и запреты. Великая цель оправдывает средства, поэтому даже тяжкое преступление должно быть прощено смельчаку. Раскольников преклонялся перед царем Давидом, Магомедом и Наполеоном. Эти герои – «право имеющие», но большинство людей не заслуживают внимание, для истории они – расходный материал. Родион, желая проверить к какому типу относится сам, задумывает убить знакомую старуху-процентщицу. Зерна добра, заложенные в Родионе с детства, долгое время не позволяют переступить грань. Его раздумья тягостны, пророческий сон о лошади посылает предупреждение У студента сложный характер: он противоречив, но не испорчен. Поступки свидетельствуют о неравнодушии к обездоленным. Раскольников не проходит мимо пьяной девчонки на лавке, делится последним с Разумихиным, помогает Мармеладовым… Он любит мать, не желает принимать жертвенность сестры Дуни ради мнимого благополучия. Но все же Раскольников идет на преступление. Ему приходится лишить жизни двух женщин: набожная беременная Лизавета стала случайным свидетелем убийства сестры-процентщицы. После совершенного для героя нет возврата к прошлой жизни. Родион прекращает отношения с родными, а украденные у Алены Ивановны сбережения прячет с глаз подальше. Совесть мучает Родиона, не велит пользоваться кровавыми деньгами. Среди персонажей произведения имеются некие двойники основного героя. В образы Свидригайлова и Лужина автор вложил возможную судьбу Раскольникова. Лужин – истинный подлец, готовый на самый низкий поступок. Его гнусная натура хорошо просматривается в истории с подкинутой Соне кредиткой. Свидригайлов не так однозначен, но тоже не приемлет традиционных ценностей христианства. Его мораль – самоутверждение и свобода. Он служит собственным убеждениям, навязывает волю другим и сеет несчастье. Совращенная молоденькая служанка и дворовый человек кончают жизнь самоубийством, а Дуня страдает от преследований навязчивого кавалера. Суицид не нашедшего смысла жизни Свидригайлова – наглядная демонстрация того, чем мог завершиться путь главного героя, преступившего грань дозволенного. Знакомство с Лужиным и Свидригайловым утвердили Раскольникова в мысли о тупиковости пути тех, кто руководствуется личными интересами, своевольничает, отрицает очевидное. Став убийцей, герой тяготится совершенным. Он понимает, что испытание оказалось для него чрезмерным. Поначалу он не осознает бесчеловечность собственной теории, лишь сожалеет о слабости, о том, что оказался «тварью дрожащей». Прозрению Раскольникова способствует Соня Мармеладова, волею судьбы оказавшаяся на петербургском дне. Падшая девушка, обладающая милосердием и христианским смирением, стала ангелом и спасением для Родиона. Эгоизм и своеволие Достоевский отождествляет с духовной смертью. Совершенное Раскольниковым преступление – это в первую очередь убийство собственной души. Возрождение героя к новой жизни автор символично сравнивает с воскрешением из мертвых. Его мысли озвучивает Соня, зачитавшая Родиону эпизод о возвращении к жизни Лазаря. Раскольников постепенно осознает, что совершенное им преступление – страшный грех. Лучшие качества одерживают верх над эгоистичными мыслями. Но полное прозрение приходит лишь на каторге. Сон о трихинах окончательно убеждает героя в собственной неправоте. Любовь к Соне заставила Родиона иначе взглянуть на мир христианских ценностей. В конце автор освещает лучиком света мрачное повествование, показывая своего героя с Библией в руках, примирившегося с людьми и самим собой. На примере борьбы Раскольникова с собой и внешним миром в «Преступлении и наказании» Достоевский показал, каким сложным и противоречивым может быть путь к познанию своего подлинного «я». Обновлено: Опубликовал(а): Irina-affa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|