|
Образ Понтия Пилата пример по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)Роман А.М. Булгакова "Мастер и Маргарита" - одно из самых сложных неоднозначных и по-настоящему гениальных произведений русской классики. Роман в романе - довольно нестандартная и не практикуемая форма написания произведения, но именно она даёт нам право пересекать границы времени и проводить аналогию между прошлым и настоящим. В то время как Булгаков знакомит нас с обывателями советской Москвы, один из ключевых героев, именуемый Мастером, по профессии бывший историк, отделяется от внешнего мира и создаёт роман о прокураторе Иудеи, всаднике Понтии Пилате. Произведение относится к историко-философскому направлению, затрагивает проблему добра и зла. Воплощением противоположных понятий являются главные герои романа - бродячий философ Иешуа Га-ноцри и прокуратор Понтий Пилат. В образе прокуратора Булгаков воссоздал живого человека, с индивидуальным характером, раздираемого противоречивыми чувствами и страстями. Понтий Пилат - грозный представитель власти, чьи полномочия дают ему возможность определять судьбы людей. Он хмур, одинок и бремя жизни тяготит его. Сердце Пилата наполнено ненавистью: к людям, работе и всему городу в целом, единственная отрада его бессмысленной жизни - огромный пес - Банга, которому Понтий отдает свободное время и любовь. Тяжелая, неизлечимая болезнь часто напоминает о себе, отчего жизнь становиться ещё невыносимее. В минуты страшного одиночества и раздирающей боли в голове прокуратору приводят оборванного бродягу, информируя, что тот подговаривал людей разрушить храм. Без роду, без племени "маленький" человек позволяет себе дерзость, назвать грозу преступников "добрым человеком", что является недопустимым при общении с представителями власти. Итог: очередное избиение с целью внушить страх и почтение по отношению к прокуратору. Однако из дальнейшего разговора в ходе допроса, Пилат видит в осужденном не простого бродягу, а глубоко мыслящего философа, чьи утопические речи заинтересовывают внимание. На мгновение образ непреклонного и жестокого властителя исчезает, а вместо него появляется гуманный, сочувствующий арестанту и желающий избавить его от казни, человек. Но главной задачей по-прежнему остается служение Закону и расправа над всеми, кто ставит под сомнение власть кесаря. Это и создает двойственность характера Понтия Пилата: ненавидя императора и презирая установленные порядки, он вынужден им подчиняться и судить людей по законам, а не по справедливости. Поэтому, отправляя Иешуа на смерть, прокуратор испытывает мучения от собственного бессилия перед властью, страдает от угрызения совести. В душе прокуратора начинается непреодолимая борьба между добром и злом. Пытаясь добиться от Каифы согласия на освобождение Га-Ноцри, Понтий получает отказ, и с этого момента "непонятная тоска" пронзает всё его существо. Он начинает винить себя, за недосказанность с философом, за трусость перед Каифой, ценой которой стала жизнь невиновного человека. В наказание за содеянное, Понтий получает не только душевные терзания и боль, но и бессмертие. Свободу от мучений ему даруют благодаря состраданию Маргариты, понимающей, что такой жестокости не заслуживает никто. Исходя из вышеупомянутых рассуждений, делаем вывод, в образе Пилата раздваиваются человек и государственный деятель. Это трагический герой, пленник собственной службы, которая не позволяет ему поступать так, как к тому призывает совесть. При этом страх потерять своё положение в обществе заставляет Понтия Пилата следовать гражданским законам, нарушая нравственные. Совершив моральное преступление, он обрёк себя на беспокойную, мрачную жизнь, конца которой не было бы никогда, если бы не милосердие Маргариты. Обновлено: Опубликовал(а): William Dunage Внимание! Спасибо за внимание.
|
|