|
Дилемма «горькой» правды и утешительной лжи в пьесе «На дне» (Горький Максим)В начале 20 века русская литература значительно расширила свои границы. В таком направлении как реализм начали появляться новые произведения, одним из которых является пьеса Максима Горького "На дне". Написанная в 1901 году, а позже и поставленная в театрах, она поразила зрителей своим драматизмом, чётким отражением суровой действительности и трудного положения, в котором оказались главные герои событий. Сюжетная линия приводит нас к трагичному финалу, заставляющему задуматься, могла ли эта история закончиться несколько иначе? Почему так ужасно сложилась судьба тех, кто уже оказался на дне социальной жизни? В основе пьесы лежит нравственно-философский конфликт, возникший между шестидесятилетним странником Лукой и сорокалетним шулером Сатиным. Тема, затронутая полемистами, касалась роли горькой правды и утешительной лжи в жизни человека, выбора личности между двумя понятиями. Жизнь обитателей грязной, похожей на пещеру, ночлежки приобретает некоторые изменения с приходом старого путника Луки. Сторонник "лжи во благо" и новый постоялец примеряет на себя роль утешителя отчаянных и нуждающихся в поддержке людей, внушающего им надежду на светлое будущее, вселяющего веру в то, что возможность подняться "со дна" ещё есть. "Не всегда правдой душу вылечишь", "Во что веришь, то и есть" "Человека приласкать, никогда не вредно" - такова философия бездомного путника, считающего, что людей необходимо жалеть и позволять им верить в то, чего желает их сердце. В его понимании, ложь - эта некий способ ободрить человека, дать ему время на восстановления жизненных сил, необходимых для дальнейшего управления своей судьбой. Правда же делает личностей слабее, лишает их возможности поверить в себя и продолжить бороться с трудностями. Так, например, своей достаточно убедительной речью, он рассказывает Актёру о доступной бесплатной лечебнице, в которой способны избавить от алкоголизма. Исцелившись, Актёр вновь сможет испытать счастье на сцене, как в давние годы. Однако, в ходе истории, старец не называет адреса сего учреждения, не способа попасть туда. Таким образом, утешительная ложь не приносит счастья в жизнь бывшего театрала, к тому же играет роковую роль в его судьбе. Не желающий принимать "горькую" правду о невыполнимости своей мечты, Актёр совершает страшнейший грех в своей жизни - сводит её со счетов. Так, беспечные фразы одного человека изменили мировоззрение другого. Полной противоположностью лжеца-утешителя является картёжник Сатин. "...Что такое – правда? Человек, – вот правда!" - в данной фразе раскрывается суть мировосприятия этого героя. "...Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!.." Сатин верит в людей, он говорит не об обитателях убогой ночлежки, а размышляет о сущности человека в целом, уверяя окружающих в том, что нет необходимости проявлять к ним сострадания и жалости, ибо это удел слабых. По истине сильный человек всегда будет бороться с преградами на своём пути, совершенствуя свою жизнь и предавая её великим целям. Ободрения личности заключается в проявлении уважения к ней. В представлении Сатина: "Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!.." Таким образом, Сатин считает, нет места лжи в жизни людей, ибо она приносит несчастья и является причиной человеческой слабости. Лишь правда может открыть человеку глаза на бедственность его положения и заставить предпринимать какие-либо действия, так или иначе повлиявшие на исход его будущего. Сатин - герой, в чьём образе мыслей спрятана основная позиция автора. Появление Луки значительно оживило бессмысленное житие ночлежников, но так и не привело к хорошему финалу. Красноречие странника приводит к трагичной смерти Актёра и Анны, гибели Костылева от руки Пепла и ссылке Василия на каторгу, превращению Натальи в калеку. Помутивший рассудки, Лукавый старец сам же внезапно покидает ночлежку. Нынешние обыватели временного двора продолжают вести прежний образ жизни, потому как смирились с мыслью, что им никогда не подняться "со дна". Таким образом, Максим Горький в своей пьесе сумел показать нечто не сочетаемое - великодушных людей, доживающих скверную бесцельную жизнь. Мечтательность автора столкнулась с суровой реалией низшего общества, их беспомощностью, которая и привела героев к трагичному концу. Драматический финал показывает обратную сторону медали утешительного обмана. Он также подобен примирению бывшего человека со своей судьбой. Те, кто пытался бороться - оказались повержены, потому что изначально выбрали ложные пути, тем самым обрекли себя на несчастье. Обновлено: Опубликовал(а): William Dunage Внимание! Спасибо за внимание.
|
|