|
Почему роман Тургенева «Отцы и дети »не заканчивается со смертью главного героя Базарова? (ЕГЭ по литературе)Роман Тургенева "Отцы и дети" является одним из главных произведений во всём его творчестве, воплощающим основные его идеи. Сложность и многогранность конфликта невозможна к пониманию как без конкретно-исторического контекста, так и без качественного анализа рассуждений Тургенева о вечных темах. Наибольшее развитие проблематика произведения получает финале, который и по сей день остается спорным в читательском кругу. Смерть Евгения Базарова финале романа является неотъемлемой чертой, дополняющие его трагический образ. Конфликт "Отцов и детей "можно обозначить как "разночинец в дворянском гнезде", иными словами – столкновение личности и эпохи, человека и образа времени. Носители исторического прогресса в романах Тургенева зачастую озарены отсветом обречённости, но не потому, что их деятельность бесплодна, а из-за осознания их исторической недостаточности, ограниченности. Базаров – одинокий, задуманный, как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. За смертельной, как бы случайный болезнью Базарова писателю виделся рок. Объясняясь с читателями, Тургенев с горечью констатировал: "Смерть Базарова… должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру. А Ваши молодые люди называют её случайностью! "
Но несмотря на это роман не заканчивается со смертью главного героя. В связи с тем, что история всегда быстротечна, герои Тургенева соотносятся в романе с общечеловеческими ценностями, стоящими вне времени. Таковыми для писателя были природа, искусство, любовь и смерть. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в судьбу героя демонстрируют широту его натуры и его трагическую сущность. Но финальной и самой главный мыслью романа, завершающей и приводящей в гармонию его идейный пафос, является не обречённость целого поколения и даже эпохи, представленные в образе Евгения Базарова, а вечность и незыблемость того прекрасного и светлого, что есть в человеческой душе и окружающем её мире. Декорации исторических эпох будут сменять друг-друга, человеческое общество видоизменяться, но то, что заключает в себе мировую гармонию останется неизменным. Это прежде всего любовь, великодушная и всепоглощающая любовь. В этом и заключается глубочайший символизм сцены на кладбище, изображающей Арину Власьевну и Василия Ивановича над могилой сына, завершающей роман. Обновлено: Опубликовал(а): Edelweiss Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|