Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Шукшин Василий Макарович (*Общие критические статьи)

Василий Макарович Шукшин — человек необычайной человеческой и творческой судьбы. Он был удивительно талантлив, разносторонне и мощно одарен. Актер, прозаик, киносценарист и режиссер. Явление уникальное.

Василий Шукшин начинал свой путь трудно. Он рос в годы войны, без отца, в маленьком селе Сростки на Алтае. Семь классов сельской школы. Ранняя самостоятельность. Разная работа в разных городах, тяжелая: слесарь, ученик маляра, грузчик. Призыв в армию, служба на флоте — четыре года он матрос и радист боевого эсминца. После демобилизации возвращается на Алтай, сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости, учительствует в школе — ведет русский язык, литературу, историю. Неожиданно (в 1954 году) все бросает и едет в Москву — учиться.

Учится блестяще — у Михаила Ромма на режиссерском факультете, во ВГИКе. Обнаруживает актерское дарование. Снимается у Марлена Хуциева в главной роли в фильме «Два Федора». Так состоялся актерский дебют. Так родился на экране солдат с нелегкой судьбой, трудной жизнью и большим сердцем, настоящий русский характер. Так началась судьба Шукшина-актера.

В кинотитрах, на страницах журналов и газет все чаще встречается его имя, о нем стали говорить. В кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем.

1963 год. Первый режиссерский фильм Шукшина (он же автор сценария) «Живет такой парень» — «о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру». Самое главное в рбаятельном герое Пашке Колокольникове — «доброта, она для людей важнее важного».

1965 год — фильм «Ваш сын и брат» — экранизация рассказов «Степка», «Змеиный яд», «Игнаха приехал», — где искателям шумного успеха, преуспевающим приспособленцам противопоставлены простые, трудолюбивые, гордые своим трудом, чистые сердцем люди советской деревни. Здесь тоже — приверженность автора главной своей теме — «раскрытию чистоты и нравственности, глубокой духовной красоты людей». Снова — настойчивое слово о естественности.

В это время помимо многочисленных журнальных публикаций уже вышли из печати сборники рассказов «Сельские жители» (1963), первый роман «Люба-вины» (1965)._ Справедливо полагая главной темой своего творчества крестьянство, Шукшин серьезно изучает историю России, крестьянских бунтов («чтобы понимать настоящее, надо знать прошлое»), Степана Разина — «самой поэтичной фигуры в нашей истории», по словам Пушкина, Шукшин видит в нем дорогие ему черты русского характера: простоту, ясность, ум, широту, удаль. Разин — выразитель интересов всего народа, талантливейший полководец, которого полное самоотречение, бескорыстие, сострадание к людям сделали вождем крестьянства. И в 1967 году Шукшин пишет сценарий «Я пришел дать вам волю». Его заветная мечта, которой не суждено было осуществиться, — поставить фильм и сыграть в нем заглавную роль. Мечтал, чтобы «...образ Разина был поднят до такой высоты, чтобы в его судьбе отразилась судьба всего русского народа, вконец исстрадавшегося и восставшего». Погрузившись в изучение исторических документов. Шукшин понял, что в сценарии «не все мог высказать, а материал томил и просился наружу, вот и отважилс* на собственный вариант романа». В 1971 году роман будет опубликован, но до этого еще выйдут книги «Там, вдали» (1968), сборник рассказов «Земляки» (1970) и два новых фильма.

«Странные люди» поставлены по трем рассказам — «Чудик», «Миль пардон, мадам!» «Думы». В безоглядной любви к людям видит автор красоту и силу своих героев. Смысл жизни, любви, человеческих отношений эти «чудаковатые» люди открывают для себя страстно и мучительно. Они душевны, искренни, отзывчивы в радости и беде. Разные они, но сцепление их с жизнью одно: земля. «Для меня именно в селе — острейшие схлесты и конфликты. И возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки».

«Печки-лавочки». Автора волнует «...то состояние души, в котором наш русский человек, крестьянин ныне живет».

Человеческая ценность, подлинная и мнимая, интеллигентность, настоящая и поддельная, внутреннее достоинство и угодничество — вот с чем столкнулся герой повести и фильма.

На вершине зрелости, мастерства Шукшин пробует себя в новых жанрах: повести — драматической, лирической, сатирической, притчи, сказки, повести для театра.

Из самых значительных — впоследствии экранизированная, — «Калина красная». Страшна жизнь человека, свернувшего с прямой дороги. Жизнь, что искривилась, потекла по законам ложным, неестественным, — не выправить, не прожить заново. И второй круг противоречий: человек, рожденный хорошим, добрым, мучительно восстает против злого, жестокого своего образа жизни; сын трудовых людей ведет жизнь паразитическую.

Здесь проявилась особая грань редкого таланта Шукшина — он создал образ, обладающий своей собственной логикой, понятиями.

Он открывал все новые глубины, мечтал постичь суть мира, времени, в котором жил.

Мечтал поставить фильм — игровой или документальный —об одном дне в родном селе, о Дне Победы.

Замыслов было много. Выбрал главное — «стопку чистой белой бумаги». «Нужно иметь какое-то обязательство перед будущим... Ждут меня большой роман и несколько сборников рассказов...» Эти слова были сказаны 16 июля 1974 года.

2 октября Василий Шукшин скончался от острой сердечной недостаточности. Он прожил 46 лет.

В первые дни после его гибели в Москву пришло больше 160 ООО писем. Писали люди, потрясенные горем, — Шукшина знали все.

Источники:

  • Василий Шукшин. Рассказы и повести. Издательство : Литература артистикэ 1978 год.

  • Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .