|
Биография Камило Хосе Села, лауреат Нобелевской премии по литературеКогда а конце 60-х годов редакция издательства «Прогресс» задумала новую книжную серию «Мастера современной прозы», ставящую целью ознакомление читателя с творчеством крупнейших представителей современного литературного процесса за рубежом, то первым в намеченном списке авторов было поставлено имя 55-летнего испанского писателя Камило Хосе Селы. К тому времени сочинения Селы уже были переведены на многие языки мира, а его репутация виднейшего прозаика современной Испании не подвергалась сомнению даже со стороны тех, кто не разделял его эстетических принципов. Он был первым писателем из числа вошедших в литературу после гражданской войны, кого избрали в Испанскую академию. Его жизненный путь прошел через многие надежды и не меньшее количество разочарований. Родился он в небольшом местечке Падрон на северо-западе Испании. Его юность пришлась на период всемирных экономических потрясений, расчистивших дорогу ко второй мировой войне. Задел этот процесс и лежащую на окраине Европы Испанию, в течение нескольких десятилетий находившуюся в состоянии перманентного социального, политического и экономического кризиса. 1931 год ознаменовался крахом многовековых монархических структур и переходом к республике, но облегчения не наступило. Страна скатывалась к анархии, популярной стала идея сильной власти, и это обеспечило массовую поддержку генералу Франсиско Франко, поднявшему антиправительственный мятеж. Гражданская война застала Селу в Мадриде, студентом столичного университета и начинающим поэтом. Его первые лирические пробы возникли под впечатлением от новаций испаноязычных авангардистских поэтов того времени, особенно Пабло Неруды, и не были отмечены сколь-либо приметной личностной глубиной. Хотя уже тогда обнаружилось, что молодой человек чутко ощущает жизнь, знаком с многими идеями своего времени и прекрасно разбирается в классической литературе. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Тяжелое заболевание (туберкулез) дважды и надолго обрекало Селу на полное затворничество. Под рукой у него оказались семидесятитомное издание испанской классики и сочинения современною испанского философа Хосе Ортеги-и-Гарсета. Впечатляющее учение Ортеги о человеке оказало на художнические позиции Селы влияние, которое трудно переоценить. Наложившись на его собственный опыт, оно и определило основные моменты эстетики Селы. Села принял участие в гражданской войне на стороне мятежников, однако падение республики и установление диктатуры Франко (в марте 1939 года) не привело к коренным подвижкам в жизни общества и дало немало поводов для пессимизма. Села был в числе тех, кто тягостно переживал утрату иллюзий. Не мог он, в частности, смириться с введением цензуры. Стремление осмыслить происходящее нашло свое выражение в первом романе Селы, над которым он работал в период с 1940 по 1941 год. Роман имел подчеркнуто нейтральное и прозаическое название — «Семья Паскуаля Дуарте», но его содержание отнюдь не настраивало на спокойный лад. Герой произвеления, крестьянин Паскуаль Дуарте, один за другим совершает жестокие поступки, а затем и кровавые преступления, убивает собственную мать, и его приговаривают к смерти. Закончив книгу, Села долго не мог найти издателя. Всюду он получал отказ: слишком много преступлений, чересчур мрачно. «Семья Паскуаля Дуарте» появилась в том же 1942 году, что и «Посторонний» Альбера Камю. Многое поразительным образом совпадает в двух произведениях: монолог осужденного, немотивированность преступления, отчужденность героя от общества. Села, которого не раз спрашивали, как он объясняет эти совпадения, отвечал, что причиной тому «дух времени». Да, действительно, «дух времени» тогда уже всерьез показал возможность полного разрушения нравственных начал в человеке. Селу считают основоположником нового литературного течения, получившего название «тремендиам» (от испанского «тремендо» — ужасный, страшный) и рисующего мир бессмысленным, полным насилия, жестокости, угрожающим на каждом шагу смертью. Его примеру последовали многие испанские литераторы послевоенного поколения, в частности молодая писательница Кармен Лафорет, выпустившая в 1944 году знаменитый роман «Ничто». Правда, среди приверженцев тремендизма оказалось немало и таких, кто предпочитал трактовать его эстетику расширительно и стремился показать «страшное» не как состояние общества, а как проявление вечного, тяготеющего над человеком проклятия. Сам Села говорил: «Тремендизм существует только в результате того, что сама жизнь страшна». И отказывался от роли первооткрывателя такого взгляда на действительность, указывая, что подтверждение этому нетрудно найти в литературе прошедших времен. Второй роман Селы, названный им «Флигель успокоения», был написан и издан почти сразу же вслед за первым. Он развивал идеи тремендизма и рассказывал о буднях туберкулёзного санатория. Книга была составлена в форме писем, воспоминаний и дневников больных, обреченных на смерть. Она производила сильное впечатление на читателей — видимо, сказалось то, что автор знал этот кусочек жизни не понаслышке. Но наибольшую известность получил третий роман Селы — «Улей», созданный тогда же, в 1943 году. Почти десять лет его не удавалось издать но цензурным причинам, а когда в Аргентине рукопись все-таки прошла через типографию и часть тиража поступила в книжные лавки Мадрида, то книга была тут же запрещена к продаже по всей Испании. Той же судьбы удостоилось и последовавшее вскоре издание романа в Мексике. Действие «Улья» происходит в 1942 г. Оно сосредоточено вокруг небольшого кафе в одном из кварталов Мадрида. В романе больше сотни персонажей, практически равноправных по своему значению. Едва появившись и соприкоснувшись друг с другом, люди исчезают в гигантском улье города, уступая место другим. Мало кто из них запоминается, большинство же лишь дополняет ощущение улья. Жизнь этих персонажей поражает животностью, бездуховностью. Люди как бы цепляются за жизнь, за возможность удовлетворять элементарнейшие потребности. Замысел произведения сложился под влиянием пессимистической идеи абсурдности .жизни, бесперспективности и бесцельности ее круговорота. Но он был и отражением окружающих писателя реалий. Критики видят заслугу автора «Улья» в том, что он одним из первых в испанской послевоенной литературе взглянул на социальную действительность. И увидел, что «Крестовый поход» (так официально именовалась гражданская война) не сделал жизнь рядового испанца более легкой, не освободил ее от бессмысленности. Спустя 40 лет после создания «Улья» один из ведущих испанских режиссеров Марио Камю поставил по нему телевизионный фильм, к съемкам которого привлек лучших актеров. Сам Села принимал в нем участие не только как литературный консультант, но и как исполнитель одной из ролей. Камило Хосе Села — один из самых плодовитых писателей не только в Испании, но, возможно, и во всем мире. Каждый год он выпускал новую книгу, а то и две. К моменту чествования в Стокгольме он был автором 70 книг. Но, начав с романов, он не сделал их своим любимым жанром — им написано всего около 10 романов. Очень существенное место в его творческом наследии занимают сборники рассказов. Поначалу эти рассказы имели традиционную, «классическую» форму, но с начала 1950-х годов они вытесняются другими, названными Селой «истинно кастильскими набросками». «Наброски» Селы показали, что стремление к созданию оригинальных литературных жанров, проявившееся еще в тремендистских художественных конструкциях, является устойчивой характеристикой его творчества. Доказательство этой писательской особенности можно видеть и в том, что он стал основоположником получившего в Испании широкое распространение принципа протокольно-констатирующего повествования. Начало этому было положено в 1946 году его путешествием в район старого кастильского городка Алкаррия. Родившаяся в результате книга «Путешествие в Алкаррию» (1948) была построена не на исторических или литературных экскурсах, не на описаниях пейзажей и костюмов, а на коротких, случайных разговорах со встречными, их рассказах, записанных с протокольной точностью. Это создавало удивительное ощущение естественности. Пишущие о творчестве Селы неизменно отмечают и достоинства его стиля, ярко индивидуального и весьма устойчивого, практически не меняющегося на протяжении многих десятилетий. Данный стиль сложился под воздействием важной задачи — передать национальную специфичность речи и мысли. Камило Хосе Села —-пятый испанец, удостоенный литературной премии Нобеля (1989). Предыдущими наградами отмечены драматургия и поэзия этой страны, теперь очередь дошла и до прозы, и это справедливо фиксирует тот многогранный вклад, который внесла Испания в современную мировую литературу. Обновлено: Опубликовал(а): katerina510 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|