|
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» П.Т. Хейне (идея – теория-факты) (ЕГЭ обществознание)Рассмотрим главную идею данного высказывания – сущность закона спроса и предложения и его влияние на экономику. «Взаимное приспособление и координация» - это механизм спроса и предложения, который регулирует важнейшие процессы в рыночной экономике, оставляя за государством лишь те функции, которые неподвластны рынку. Спрос и предложение выполняют важнейшую функцию – ценообразования: установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара. Спрос — это желание и готовность потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определённый период времени. Закон спроса: чем выше цена, тем ниже спрос, чем ниже цена, тем выше спрос. Предложение — это желание производителя произвести и продать свои товары по конкретным ценам в определённый период времени. Закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению. Итак, благодаря спросу и предложению, устанавливается равновесная рыночная цена. Рыночная цена – это не только цена сделки купли-продажи, которая устраивает и производителя и потребителя. Это еще и сигнал производителю: что можно производить, какой именно товар и по какой цене найдет своего покупателя. Кроме того, изменение спроса и предложения, колебание цен, помогает производителю решить: как производить, какими технологиями, чтобы сделать производство рентабельным и получить прибыль. А еще рыночные цены подсказывают ответ на вопрос: для кого производить. Товары и услуги распределяются рынком между всеми, кто способен заплатить их рыночную цену. Если товаров не хватает, то их получит тот, кто больше заплатит. Именно эти товары и предпочтут производители в стремлении получить наибольшую прибыль. Какие факторы влияют на спрос и предложение кроме цены? Это так называемые неценовые факторы. Для спроса – это число покупателей, ожидание изменения цены, доход, мода, сезон и др. Для предложения – цены на ресурсы, число продавцов на рынке, налоги и дотации, цены на другие товары и т.д. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. В СМИ очень часто мы видим рекламу тех или иных товаров. Почему, например, реклама шуб активизируется в весенне-летний сезон? Конечно потому, что летом шубы никому не нужны, спрос падает – падают и цены, что невыгодно производителю. Такой рекламой он поддерживает покупательский спрос в течение весенне-летнего периода, что позволяет ему минимизировать убытки. В нашей стране переход к рынку привело к тому, что сегодня рынок товаров и услуг насыщен. А ведь в СССР, при господстве административно-директивного ценообразования, когда цены устанавливало и держало постоянными государство, существовал дефицит. Так, из истории мы знаем о таких явлениях как часовые очереди в магазинах, «колбасные электрички», запись на дефицитные товары. Моя бабушка рассказывала, как в 70-е годы перед каждым большим праздником на её предприятии работники записывались на получение «праздничных наборов». Туда входили: банка икры, пакет гречки, банка сгущенного молока, банка кофе! Сейчас – это и все остальное необходимое для жизни мы покупаем по доступным ценам и в разнообразном ассортименте в любом магазине. Итак, в рыночной экономике закон спроса и предложения выполняет важнейшие экономические функции: информирует, стимулирует, распределяет. Но самое главное, этот механизм проявляет все сильные и слабые стороны субъектов экономики – производителей, покупателей, посредников и государства и заставляет слабых субъектов или становиться сильными, или уходить с рынка. От этого выигрывает экономика и общество в целом. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Петровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|