|
Вы здесь: Критика24.ру › Некрасов Н. А.
Анализ стихотворения «Родина» пример (Некрасов Н. А.)Стихотворение «Родина» было написано Н.А. Некрасовым в 1846 году. Это работа была завершена под непосредственным впечатлением от общения поэта с В.Г. Белинским, о чем косвенно свидетельствует посвящение произведения в наборной рукописи Института Русской литературы. Именно строгому критику Некрасов отнес завершенную первую часть стихотворения, и, получив одобрение и наставления Виссариона Григорьевича, продолжил задуманное. Вторая часть со слов самого поэта была написана «…на улице, по пути к Белинскому». Но только ли задатки отрицания и порицание крепостнического права впечатлили современника Некрасова или же стихотворение «Родина» по праву было принято обществом поэтов как весомое произведение своего времени? Стихотворение относится к элегиям и имеет кольцевую композицию. Поэтом был выбран ямб – стихотворный размер, использующийся преимущественно в лирических и драматических произведениях, т.к. он придает строкам наиболее близкое к обычной жизни звучание речи, лишая их пафоса, необходимого для эпических жанров. Изначально стихотворение публиковалось под названиями «Старое гнездо» или «Старые холмы» – уловка, дабы обойти цензуру. Настоящие заглавие «Родина» было известно лишь друзьям поэта. Во многих редакция наиболее обличительные строки были заменены либо набором точек, либо более спокойными выражениями, призванными «сгладить углы». Без цензурных искажения «Родина» была опубликована лишь в 1863 году: 2 года спустя отмены крепостного права. Социальная значимость некрасовского произведения очевидна даже современному читателю: поэт открыто порицает ненавистный ему дворянский уклад жизни и даже ведет завуалированную полемику с А.С. Пушкиным, упоминая в четвертой и пятой строфе няню. Особенно кричащим этот посыл становится в одной из черновых версий, включавшей в себя строки: «И няню вспомнил я (о нянях на Руси,/Так много есть стихов, что Боже упаси!)». Очевидно и противопоставление некрасовской характеристики няни, «её бессмысленной и вредной доброты», пушкинскому образу «подруги дней моих суровых». Так, озвученная Н.А. Некрасовым фоновая проблематика произведения находит отражение и в отрицании целой литературной традиции олицетворения образа няни с благостным началом вступления в патриархальный быт. Не смотря на значительную часть автобиографического повествования, содержание стихотворения преломляется сквозь призму классовой существенности. Казалось бы, в «Родине» повествуется о судьбе родового поместья Некрасовых в Грешневе, но не состыковка реального исторического состояния поместья и трагического финала произведения подчеркивают масштабность и преемственность «Родины», переключая внимание читателя с созерцания частного упадка на общенациональное положение дел. Недаром, редактор первого посмертного издания некрасовских произведений С.И. Пономарев написал примечание к «Родине»: «Можно догадываться, что он [Некрасов] хотел предостеречь читателя – не искать здесь вполне автобиографического характера…». Тем не менее, три лирических образа стихотворения действительно имели прототипов из семейной жизни Н.А. Некрасова. «Чей лик в аллее дальней…» – это воспоминание о материи поэта Е.А. Некрасовой, «…угрюмому невежде…» – здесь речь идет об отце поэта А.С. Некрасове; «…сестра души моей…» – эти строки о Елизавете, сестре Некрасова. Поэт воспевает её жертвенность и трагическую судьбу, клеймит эгоцентричных глав семейств: Елизавета была против воли выдана за пожилого подполковника в отставке С.Г.Звягина и погибла во время родов. Эпитеты, подобраны лириком таким образом, чтобы контраст, раскрывающийся перед читателем, был достаточно силен, чтобы вызвать диссонанс: «разврата грязного», «лик…болезненно-печальный», «юности моей, мятежной и суровой», «печальную судьбу», но в то же время – «покой благословенный», «душа…была горда, упорна и прекрасна». Метафоры, использованные Н.А. Некрасовым, призваны подчеркнуть вселенские масштабы социальной несправедливости, проявляющейся и в семейных невзгодах лирического героя: «рой подавленных и трепетных рабов», «…тревог огонь томительный до срока сердце жёг», «Ты жребий свой несла в молчании рабы». Неравенство классового положения, двойные стандарты и законы, злоупотребление властью – любое обличие социальной несправедливости видимо для поэта, любое её проявление угнетает лирика. Таким образом, за маской автобиографического сюжета лирико-драматического жанра скрывается произведение поэзии действительно гражданской, набирающей свои силы. Произведение «Родина» расположилось в самом начале пути становления Н.А. Некрасова как национального поэта. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|