|
Проблема кризиса культуры в «Бесплодной земле» Томаса Элиота (Литература XX века)В начале ХХ столетия в западной Европе остро встал вопрос о кардинальных изменениях во всех сферах жизни людей, в том числе и в культуре. Резкий слом всех тех принципов, старых убеждений, что играли значительную роль в XIX веке, не мог не вызвать потребность у людей в новом искусстве, которое могло бы отражать те события, что происходят в жизни. Но всё-таки существовала такая проблема в том, что никто попросту не знал, в чем и где именно искать новые основы жизни, и как к ним необходимо относиться. В связи с этим, в западноевропейской культуре появилось множество течений от сюрреализма до экзистенциализма, и приверженцы этих течений показывали своё отношение к сложившейся в Европе кризисной ситуации. Одним из таких течений был неотрадиционализм, и его ярчайшим представителем является Т.С. Элиот. В своих произведениях, в числе которых и «Бесплодная земля, Элиот говорит об проблемах целой эпохи. Важно также отметить, что личный кризис поэта пришёлся на период кризиса в мире. Элиот абсолютно уверен в том, что современная культура утратила свою духовность, став посредственной, пустой, и что чтобы предотвратить это, необходимо обращаться к тому, что уже было сказано когда-то, но в той форме, которая соответствовала бы мироощущению современного человека. Поэма «Бесплодная земля» состоит из пяти частей, каждая из которых подчёркнуто сложная, поэтому далеко не каждый сможет понять абсолютно все, потому что произведение буквально наполнено множественными аллюзиями. Более того, думаю, что очень сложно найти такого человека, кто с первого раза понял бы основную тематику проблемы. В конце первой главе, «Похороны мертвеца» Элиот размышляет о том, как война деформирует сознание человека, его душу. Герой, вместо того, чтобы выращивать в саду, например, цветы, «в прошлом году закопал мертвеца», который, как сказано в тексте, может дать побеги и даже цвести. Конечно, это абсурдно, но именно абсурдность позволяет Элиоту показать, как со стороны выглядит все то, что происходит в реальной жизни. В главе «Игра в шахматы» представлено мнение о любовных взаимоотношениях между людьми. По его мнению, любви больше нет как таковой, все людские желания завязаны исключительно на материальном и физическом. Поэтому героиня говорит своей знакомой Лил привести себя в норму, «выдрать все зубы и сделать челюсть», ведь в скором времени к ней должен вернуться с армии ее муж Альберт, который когда-то давал ей на это деньги. В «Огненной проповеди» также говорится о материализации любви, однако нельзя не упомянуть то, что Огненная проповедь - это проповедь Будды, в которой он, среди прочего, говорит о том, что для монаха принципиально важно не вдаваться в крайности. Одна из них - это бессмысленное изнурение себя, а другая - это стремление к удовлетворению исключительно низких чувственных удовольствий. Таким образом Элиот показывает, что в современном ему мире люди ушли во вторую крайность. Следующая глава, «Смерть от воды», должна быть противопоставлена предыдущий (огонь - вода), но по факту, Элиот говорит, что вода, олицетворяющая всемирный потоп, проклята: в ней «совершает омовение» проститутка. В части «Что сказал гром» очень чувствуется напряжение, безысходность, ощущение апокалипсиса. В этой главе, можно сказать, обобщается все то, что было сказано в предыдущих. Многое в этой главе говорит о божественном. Во-первых, сам гром является символом божественной силы, неким предупреждением Бога для людей. Во-вторых, строчка «здесь нет воды, лишь камни» свидетельствует о том, что в мире истинная вера больше не имеет значения (вода - символ Бога). Так Элиот стремится передать мысль о том, что материальные ценности стали преобладать над духовными, и это просто недопустимо. Он говорит, что люди должны уважать то, что было важно на протяжение многих веков, поэтому в условиях кризиса культуры никакие авангардные течения не смогут создать то, что возможно, если отталкиваться от традиций, используя их в условиях нынешних проблем. Таким образом, в поэме «Бесплодная земля» Элиот говорит не только о кризисе культуры, но и вообще всей нации. Намеренно используя сложный язык, тем самым представляя текст сумбурным и нецелостным, поэт показывает, что жизнь людей стала по сути такой же. Она утратила свой первоначальный смысл, также как исчезли традиции и духовные ценности, однако возвращение к ним, по мнению Элиота, и может вывести «потерянное поколение» из кризисного состояния. Обновлено: Опубликовал(а): Sonyesat Внимание! Спасибо за внимание. |
|