|
Идейно-художественный анализ по пьесе Вишневый сад (Чехов А. П.)Антон Павлович Чехов – великий драматург русской литературы. Этот писатель привнёс много новизны. И прежде чем анализировать одну из его пьес, нужно сказать о том, что же именно было новым в творчестве Чехова. В первую очередь, его новаторство заключалось в том, что его пьесы строятся не на конфликте, а на глубоком анализе характеров героев, их психологизме. Действие держит читателя в напряжении путем постепенного погружения в глубокий внутренний мир героев. Развитие действия отличается естественностью, приближенной к будничной действительности. Также у Чехова невозможно отделить трагическое от комического. Они будто сливаются воедино и усиливают друг друга. Так, в пьесе «Вишневый сад» мы видим неуместный бал в день продажи имения. В характерах героев сочетаются и печальные, и смешные черты. Для драматургии Чехова присущ подтекст – подводное течение. Это придаёт речи персонажей богатство значения их слов, эмоциональную насыщенность. Герои часто говорят сами с собой и не желают, чтобы кто-либо слышал их мысли в этот момент. Отвечают на вопросы невпопад, что открывает тайных смысл их чувств. Зрелые пьесы писателя построены на конкретном бытовом материале, и, в то же время, обладают символическим значением. Смысл пьесы «Вишневый сад» не сводится к истории о том, как на смену старому хозяину имения приходит новый. Сад – символ красоты, гармонии, его утрата равносильна утрате счастья. Таким образом, пьеса выходит за рамки своего времени, ее смысл может быть применим читателем любой эпохи. «Вишневый сад» - это последнее произведение Чехова, где появляется важный для него мотив железной дороги. Здесь она проходит рядом с имением, поэтому сад обречен. Еще недавно поместье не приносило прибыли, но теперь появилось сообщение с городом. Теперь, по мнению Лопахина, выгоднее будет разбить сад на дачные участки, а деревья вырубить. Таким образом, железная дорога означает независимую от героев угрозу, которая нависла над садом. Но в этих событиях есть некоторая личная вина героев. Это можно увидеть, анализируя их образы. Образ Раневской очень сложен. Парадоксально у нее сочетаются положительные качества с безучастием, эгоизмом, жестокостью. Ее бескорыстие, доброта, мягкость неуловимо переходят в несерьезность, безответственность. В образе Раневской можно почувствовать отзвуки традиций высокой духовной культуры России, но с высоты этих традиций Чехов оценивает героиню сурово. Гибель сада и на совести Раневской. В этом плане в пьесе актуальна чеховская мысль об ответственности человека за выбор своей жизненной позиции. В раскрытии замысла особую роль играет Лопахин. Среди русского купечества тех лет на самом деле были люди, непохожие на других представителей своего сословия. Эти люди были противоречивыми, внутренне неустойчивыми, что как раз мы можем сказать о Лопахине. Истоки его двойственности объясняются его социальным положением. Он стал богатым, но не может забыть о своем простом происхождении. Уничтожение вишневого сада вызывается у него не желанием нажиться, а желанием отомстить за прошлые унижения. В нем живут тонкая и нежная душа и хищный зверь. О себе он думает как о строителе не просто дачных участков, а счастливого будущего. Но даже в момент торжества он чувствует внутреннюю подвешенность, неудовлетворение. В нем борются жажда духовности и жажда наживы. Отсюда – трагический отсвет этого образа, его надорванность, сочетание мягкости и грубости. Обреченность его четко ощущается к концу произведения. Петю Трофимова Горький назвал «дрянненький студент», другие – передовой представитель молодежи. В мыслях Пети присутствует логика. Когда он говорит о тяжелой жизни рабочих, его слова звучат сильно, горячо. В его гневных упреках в адрес пассивной интеллигенции чувствуется авторская мысль. Может показаться, что так Чехов хочет вызвать у читателя симпатию к этому герою. Но с искренними призывами автор сочетает в Пете и его собственное бездействие. По мнению Пети, вишневый сад – это прошлое, которое следует уничтожить. Наивная Аня начинает принимать эту логику. В этом Чехов видит ограниченность, ущербность своих героев. Во всей иерархии образов пьесы верхний уровень занимает вишневый сад. Он символизирует простоту, счастье, Родину, ценности, которые нужно хранить и приумножать. Все виноваты перед садом, который они не сумели сохранить. Таким образом, конфликт возник не между поколениями и социальными группами, а между героями пьесы и вишневым садом. Персонажи не похожи друг на друга, но имеют одну общую черту – они губят красоту и счастье, которое в произведении отождествляется с садом. Так раскрывается мысль Чехова об ответственности людей за все происходящее вокруг них, за судьбу имения и каждого отдельного человека. Обновлено: Опубликовал(а): KsyushaKryukova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|