|
В чём причина гибели Катерины? Можно ли назвать её смерть протестом? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)Личность формируется посредством воспитания характера человека, основные черты которого формируются в раннем детстве. Так какое же детство было у героини пьесы Островского «Гроза»? Какое воспитание дали ей родители? Катерина Петровна Кабанова росла в руках заботливой матери, которая в дочери «души не чаяла, наряжала … как куклу» Девушка не знала отказов, тяжёлой работы и дисциплины. «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. … Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много ... Таково хорошо было!" Я разделяю мнение Д.И. Писарева о том, что «люди, воспитанные лаской, будут страдать в своей жизни от одинаково дурного обращения гораздо сильнее, чем люди, воспитанные палкой». Катерина начинает страдать после выхода замуж. Итак, героиня предстаёт нам в пьесе девушкой около девятнадцати лет, которой «погулять-то в девках не пришлось», потому что её выдали замуж за Тихона Кабанова. Так наивная мечтательница оказалась в суровой действительности матриархального строя дома Кабановых. Марфа Игнатьевна является ярким представителем «бабьего бунта». Д.И.Жданков, описывая положение русской женщины, отмечал: «Привыкшая обходиться одна, без мужской власти и помощи … она независима и самостоятельна, хозяйка в доме не только без мужа, но и при нем». Я считаю, Кабанову типичной купчихой, взявшей хозяйство в свои руки, после смерти мужа, но время идёт, и следующее поколение привносит новшество в нравы людей, только укрепившиеся устои начинают стареть, молодёжь их разрушает, поэтому уклад жизни в семье Кабановых так тяжек для Катерины, всё же главная героиня старается понравиться свекрови: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты", но это не даёт положительного результата. Любимый и единственный сын Марфы Игнатьевны не смеет ни в чём перечить своей матери. Бесхребетный муж никак не может помочь своей жене справиться с гнетом Кабанихи. «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» - лишь утишает он Катерину. Его любовь к жене не спасает ситуацию, уезжая по просьбе матери, Тихон не слышит слов своей Кати и оставляет её в руках Кабановой, усугубляя положение. Вероятно, Варвара – единственный человек, который понимает то, как можно всё изменить в доме в лучшую сторону. Она отчитывает брата: "Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену...", подруге хитрости объясняет по поведению с Марфой Игнатьевной, но Катерина отвечает: «Обманывать-то не умею; скрыть-то ничего не могу». Героиня, не любя мужа («а ведь ты, Катя, Тихона не любишь»), не принимая средств выживания от подруги, не имея терпения жить со свекровью ("кабы не свекровь!.. сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»), остаётся в своих мечтах о Борисе. Наивности предаёт Катерине её набожность и детский характер. Она мечется от греха к молитве, не находя середины, не приходя к концу. Её взрослая женщина спорит с маленькой девочкой. Сейчас её смерть назвали бы последствием раздвоения личности.
Я считаю, что непостоянство Катерины присуще каждому из нас, но современный человек способен сделать окончательное решение, подробно обдумав план своих действий. Я склонна предполагать, что будь у героини воспитание пожёстче, то проблемы во взрослой жизни не были бы для неё столь губительны. Катю воспитали, как нежный цветок, что объясняет её слабый характер. Может ли сильный человек совершить самоубийство? Да, но это уже подвиг, ведь самоубийство во благо, когда спасаешь ценой своей жизни других людей, является проявлением храбрости и героизма. Это значит, человек стремится перебороть страх перед смертью. Катерина же прославляется утопленницей, потому что не смогла перебороть свою гордыню. Она считала Тихона трусливым, Бориса - предателем, Кабаниху – тираном, но сама идеально вписывалась в их компанию. Ни Тихон, ни Борис не могли полностью понять её натуру. Мечтатель, воображавший себе интересную жизнь, погиб от поворота событий в книге. Она написала себе роман, в котором никто её не понимает, не ценит, не любит так, как она себе это представляла. Исходя из этого, никто не мог помешать совершить ей самоубийство. Возможно, смерть Катерины является протестом, но ситуация, описанная в книге слишком сложная, на мой взгляд, чтобы давать точный ответ на этот вопрос. Например, у Шекспира протест Ромео и Джульетты против войны объясняется тем, что они не нашли единомышленников, но у героини в Калинове был знакомый тех же идей, что и Катя, и это Кулигин. Однако он не шёл на отчаянные меры, предпочитая оставаться в тени. Но читатель узнаёт, что таковой в городе был.
Таким образом, я считаю, что Н.А. Островский написал необыкновенную пьесу, которую каждый читатель понимает по-своему. Образ Катерины, её характер, причины е смерти раздаётся в умах людей разными звонами, поэтому, как мне кажется, произведение становится более реалистичным, ведь в нашей жизни не может быть всё чёрным или всё белым. Обновлено: Опубликовал(а): Долгорукова Александра Фёдоровна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|