|
Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? 17.3. По роману «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)Проблема нравственного выбора человека вечна. Что есть добро, а что зло? Как принять решение, за которое после не будет стыдно, которое не навредит, а может и поможет? Добру нас учит история, которой уже двадцать веков – жизнеописание Иисуса Христа. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» этот персонаж предстаёт нам под именем Иешуа Га-Ноцри. В евангельской легенде о Понтие Пилате, по-своему переосмысленной Булгаковым, заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Мы не видим чётких различий между добром и злом, хоть и понимаем противоречивость взглядов их представителей соответственно: Иешуа и Воланда (Иисуса и Сатаны). Мастер нравственно находится на стороне добра, как и Маргарита, но затем мы наблюдаем её переход на службу к Волонду – концентрации зла, её перерождение в ведьму и королеву бала. Самый противоречивый персонаж романа – это Маргарита, которая сохраняет чистую любовь к Мастеру и параллельно водит дружбу с Сатаной и его приспешниками. Именно она является золотой серединой между двумя крайностями, помогая справедливости посредством тёмных сил, например, громя квартиру критика Латунского, мстя за поруганную честь Мастера. Ведь Иешуа проповедует пацифизм, а Воланд, наоборот, не прочь лишний раз отрезать голову незнакомому писателю. Героиня могла вовсе не реагировать на сложившуюся ситуацию, полагаясь на судьбу, а могла убить Латунского, вместо того, чтобы не напакостить. Таким образом, Маргарита выделяется из череды героев своим своеобразным характером волчицы и душой пречистой девы. Перед нравственным выбором стоял и Понтий Пилат, осознавая невиновность Иешуа. Приняв решение народа о распятии, в его душе нарастал внутренний конфликт, решить который префект самостоятельно не мог. Он был обречён на вечные терзания из-за своей неопределенности. Прокуратор Иудеи создал вокруг себя образ жестокого правителя, но после речи Га-Ноцри, философских рассуждений между ними и обращений в сторону Пилата, как «Добрый человек», в нём просыпается та внутренняя справедливость, которая является первой стадией на пути к добру. Понтий Пилат не смирился с убийством невиновного, поэтому Мастер даровал прощение персонажу. Как и Маргарита, прокуратор Иудеи совмещает в себе черты как положительные, так и отрицательные, ведь недаром к обоим героям Иисус-Иешуа милостив, подарив ведьме вечную жизнь с любимым, а Пилату – прощение через Мастера. Всё произведение – это выбор между добром и злом. Зло, как собственно и добро, проявляется в людях и в их действиях. Выбор же определяет человека готового на его принятие и его последствий. Обновлено: Опубликовал(а): Долгорукова Александра Фёдоровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|