|
Символика поэмы «Двенадцать» (Блок Александр)Восприятие обществом исторических событий очень непостоянно. Каждое поколение осмысливает их по-своему, обращая внимание на разные детали. Как проще размышлять о каком-либо событии? С позиции современника, когда можно видеть событие своими глазами и, может быть, даже участвовать в нем? Или, наоборот, через много лет, когда станут видны последствия? С одной стороны, со временем забываются мелкие детали и становится проще понять сущность общественных явлений. С другой — многое искажается в свете разных идеологий. Мне кажется, что понимать явление проще “свысока”, через какое-то время, когда станут видны последствия. Но в то же время интересно и важно знать мнение современников события. А. А. Блок написал поэму “Двенадцать”, посвященную Октябрьской революции, в январе 1918 года, всего через три месяца после вооруженного восстания в Петрограде. Поэт, как известно, видел в революции стихию, поддерживал ее. В одно время с созданием поэмы Блок писал в своих статьях о “буре” и “мировом пожаре”, рассматривал революцию как явление природы и наделял ее высокой ценностью. Закончив работу над произведением, Блок написал: “Сегодня я — гений”. Поэма “Двенадцать” — одно из самых загадочных произведений русской литературы. Несмотря на то что на момент написания поэмы Блок все еще “горел” идеями революции, в поэме отношение автора к описываемым событиям проследить, на мой взгляд, достаточно трудно; Блок не скрывает отрицательные стороны революции — он рисует цельный ее образ. Интерпретаций поэмы существует огромное множество, причем некоторые из них являются противоположностями друг другу. Не стоит забывать, что Блок начинал свой творческий путь с символизма, хотя и отошел от этого направления к 1918 году. Символично в поэме даже название: двенадцать красногвардейцев как двенадцать апостолов в Библии. Первоначально их было даже тринадцать, но предал их (по аналогии с Иудой) Ванька. Блок рисует черно-белую картину города, в котором верх над всем взяла стихия. Почему черно-белую? Я считаю, что автор использует прием контраста, чтобы как можно явственнее противопоставить новое и старое, как добро и зло. Мир находится на грани. Единственный отличный от белого и черного цвет в поэме — это красный, который символизирует кровь. Блок утверждает, что кровавое настоящее — это путь от черного прошлого к белому будущему. “Ветер”, “снег”, “вьюга” символизируют революцию, они сильны и непобедимы. Эти образы в поэме не менее важны, чем “двенадцать”. На стороне большевиков оказалась даже природа. В то же время “на ногах не стоят” “буржуй”, “старушка”, “поп” — символы старого мира. “Вития” (писатель) “говорит вполголоса”, потому что боится и понимает, что бессилен, как и все герои, которые не могут принять революцию. Этим героям не позавидуешь: им придется либо смириться с происходящим и молчать, либо умереть. В любом случае у них не будет светлого будущего. Во второй главе поэмы впервые упоминаются патрульные: Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Опять же, Блок подчеркивает стихийность происходящего. Красногвардейцы — опора революции, автор поэмы показывает их постоянно в движении, они не останавливаются ни на секунду. “Кто был никем, тот станет всем” — пелось в “Интернационале”. Эти слова идеально описывают патрульных. Все они, вероятнее всего, бывшие крестьяне, Блок подчеркивает это в их речи: “Запирайте етажи”, “Ужь я времячко проведу, проведу“. Они не имели никаких прав, никакой власти, но у них появились “винтовочки стальные” — и они стали уверенно шагать по городу: И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Именно они — опора революции. Когда-то Иисус Христос и его двенадцать апостолов изменили мир — теперь это делают лидеры большевизма и красногвардейцы. Революция, как считают патрульные, стерла все старые порядки с лица земли. Ими движет хоть и “черная”, но “святая злоба”. Теперь их цель — очистить Россию от грехов, чтобы построить новую державу, раздуть “мировой пожар” (еще один символ революции). У “двенадцати” появилась власть — и они почувствовали себя вседозволенными (“Эх, эх! Позабавиться не грех!”). Жертвой этого — хоть и случайной — пала Катька. Петька целился в Ваньку — того самого, который предал революцию (“был наш, а стал солдат”) — но выстрелил в Катьку. Ему стало жаль ее, ведь он любил девушку, какой бы она ни была, но остальные патрульные не разделили его чувства (“Верно душу наизнанку / Вздумал вывернуть? Изволь!”). Петька продолжил идти как ни в чем не бывало. Можно подумать, что повествователь прощает герою убийство, ведь Катька была далеко не идеальна, но это не так. Как уже было отмечено, автор поэмы не рисует идеальную картинку — он создает цельный образ революции со всеми ее негативными сторонами. Убийства — одна из них. Образ Катьки также символичен. Девушка символизирует старую, грешную Россию. Многие критиковали Блока за этот образ, ведь женщины в его произведениях всегда были прекрасными и таинственными. Катька же абсолютно не похожа на героиню стихотворения “Незнакомка”. Смерть Катьки — символ обновления жизни, избавления от всего плохого. Еще одним символом старого мира в поэме является “пёс паршивый” (“голодный”, “безродный”). Он впервые появляется в девятой главе и не единожды упоминается вплоть до конца поэмы. Пёс преследует патрульных, будто умоляя не бросать его. Но в итоге он остается “позади”, впереди же идет не кто иной, как “Исус Христос”. Споры о том, каково же значение этого образа, не утихают по сей день. Одни считают, что Христос ведет “двенадцать” и поддерживает то, что они делают, ведь это все с благой целью. Другие — что Христоса гонят с Руси (большевики проводили кампанию против религии). Третьи приводят в доказательство опечатку (опечатку ли?) Блока в слове “Иисус” и утверждают, что “Исус Христос” — это не кто иной, как антихрист, а “кровавый флаг” тогда интерпретируют как залитый кровью настоящего Христа. Я все же склоняюсь к первому варианту истолкования. Мне кажется, что Блок видит в революции очистительную силу и позволяет “двенадцати” действовать в ее целях. Христос же выступает в роли не столько религиозной фигуры, сколько предводителя духовного возрождения России. В поэме Блока действительно много символов, и от интерпретации одного из них может меняться понимание всего произведения. Несмотря на то что на момент написания “Двенадцати” поэт еще не потерял веру в революцию, его отношение к ней в поэме проследить трудно. Я склоняюсь к тому, что Блок выразил восхищение революцией в своем произведении, хоть и не отрицал ее негативных аспектов. На стороне революции — “двенадцать”, какими бы они ни были, “ветер”, “вьюга”, “снег” и даже Христос. А на стороне старого мира — слабые, бессильные, немощные “старушка”, “поп”, “Вития”, “пёс”. Очевидно, победа за первыми. Блок позже разочаровался в революции, потому что его мечты так и не воплотились в жизнь. Но поэма “Двенадцать”, являясь примером произведения, в которое действительно вложена душа, продолжает поражать читателей многозначностью символов и порождать споры о том, каков же их смысл. Спустя 100 лет после написания. Обновлено: Опубликовал(а): uladzislau Внимание! Спасибо за внимание.
|
|