Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Символика поэмы «Двенадцать» (Блок Александр)

Восприятие обществом исторических событий очень непостоянно. Каждое поколение осмысливает их по-своему, обращая внимание на разные детали. Как проще размышлять о каком-либо событии? С позиции современника, когда можно видеть событие своими глазами и, может быть, даже участвовать в нем? Или, наоборот, через много лет, когда станут видны последствия? С одной стороны, со временем забываются мелкие детали и становится проще понять сущность общественных явлений. С другой — многое искажается в свете разных идеологий. Мне кажется, что понимать явление проще “свысока”, через какое-то время, когда станут видны последствия. Но в то же время интересно и важно знать мнение современников события.

А. А. Блок написал поэму “Двенадцать”, посвященную Октябрьской революции, в январе 1918 года, всего через три месяца после вооруженного восстания в Петрограде.

Поэт, как известно, видел в революции стихию, поддерживал ее. В одно время с созданием поэмы Блок писал в своих статьях о “буре” и “мировом пожаре”, рассматривал революцию как явление природы и наделял ее высокой ценностью.

Закончив работу над произведением, Блок написал: “Сегодня я — гений”. Поэма “Двенадцать” — одно из самых загадочных произведений русской литературы. Несмотря на то что на момент написания поэмы Блок все еще “горел” идеями революции, в поэме отношение автора к описываемым событиям проследить, на мой взгляд, достаточно трудно; Блок не скрывает отрицательные стороны революции — он рисует цельный ее образ. Интерпретаций поэмы существует огромное множество, причем некоторые из них являются противоположностями друг другу.

Не стоит забывать, что Блок начинал свой творческий путь с символизма, хотя и отошел от этого направления к 1918 году. Символично в поэме даже название: двенадцать красногвардейцев как двенадцать апостолов в Библии. Первоначально их было даже тринадцать, но предал их (по аналогии с Иудой) Ванька.

Блок рисует черно-белую картину города, в котором верх над всем взяла стихия. Почему черно-белую? Я считаю, что автор использует прием контраста, чтобы как можно явственнее противопоставить новое и старое, как добро и зло. Мир находится на грани. Единственный отличный от белого и черного цвет в поэме — это красный, который символизирует кровь. Блок утверждает, что кровавое настоящее — это путь от черного прошлого к белому будущему.

“Ветер”, “снег”, “вьюга” символизируют революцию, они сильны и непобедимы. Эти образы в поэме не менее важны, чем “двенадцать”. На стороне большевиков оказалась даже природа.

В то же время “на ногах не стоят” “буржуй”, “старушка”, “поп” — символы старого мира. “Вития” (писатель) “говорит вполголоса”, потому что боится и понимает, что бессилен, как и все герои, которые не могут принять революцию. Этим героям не позавидуешь: им придется либо смириться с происходящим и молчать, либо умереть. В любом случае у них не будет светлого будущего.

Во второй главе поэмы впервые упоминаются патрульные:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Опять же, Блок подчеркивает стихийность происходящего. Красногвардейцы — опора революции, автор поэмы показывает их постоянно в движении, они не останавливаются ни на секунду.

“Кто был никем, тот станет всем” — пелось в “Интернационале”. Эти слова идеально описывают патрульных. Все они, вероятнее всего, бывшие крестьяне, Блок подчеркивает это в их речи: “Запирайте етажи”, “Ужь я времячко проведу, проведу“. Они не имели никаких прав, никакой власти, но у них появились “винтовочки стальные” — и они стали уверенно шагать по городу:

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Именно они — опора революции. Когда-то Иисус Христос и его двенадцать апостолов изменили мир — теперь это делают лидеры большевизма и красногвардейцы. Революция, как считают патрульные, стерла все старые порядки с лица земли. Ими движет хоть и “черная”, но “святая злоба”. Теперь их цель — очистить Россию от грехов, чтобы построить новую державу, раздуть “мировой пожар” (еще один символ революции).

У “двенадцати” появилась власть — и они почувствовали себя вседозволенными (“Эх, эх! Позабавиться не грех!”). Жертвой этого — хоть и случайной — пала Катька. Петька целился в Ваньку — того самого, который предал революцию (“был наш, а стал солдат”) — но выстрелил в Катьку. Ему стало жаль ее, ведь он любил девушку, какой бы она ни была, но остальные патрульные не разделили его чувства (“Верно душу наизнанку / Вздумал вывернуть? Изволь!”). Петька продолжил идти как ни в чем не бывало. Можно подумать, что повествователь прощает герою убийство, ведь Катька была далеко не идеальна, но это не так. Как уже было отмечено, автор поэмы не рисует идеальную картинку — он создает цельный образ революции со всеми ее негативными сторонами. Убийства — одна из них.

Образ Катьки также символичен. Девушка символизирует старую, грешную Россию. Многие критиковали Блока за этот образ, ведь женщины в его произведениях всегда были прекрасными и таинственными. Катька же абсолютно не похожа на героиню стихотворения “Незнакомка”. Смерть Катьки — символ обновления жизни, избавления от всего плохого.

Еще одним символом старого мира в поэме является “пёс паршивый” (“голодный”, “безродный”). Он впервые появляется в девятой главе и не единожды упоминается вплоть до конца поэмы. Пёс преследует патрульных, будто умоляя не бросать его. Но в итоге он остается “позади”, впереди же идет не кто иной, как “Исус Христос”.

Споры о том, каково же значение этого образа, не утихают по сей день. Одни считают, что Христос ведет “двенадцать” и поддерживает то, что они делают, ведь это все с благой целью. Другие — что Христоса гонят с Руси (большевики проводили кампанию против религии). Третьи приводят в доказательство опечатку (опечатку ли?) Блока в слове “Иисус” и утверждают, что “Исус Христос” — это не кто иной, как антихрист, а “кровавый флаг” тогда интерпретируют как залитый кровью настоящего Христа. Я все же склоняюсь к первому варианту истолкования. Мне кажется, что Блок видит в революции очистительную силу и позволяет “двенадцати” действовать в ее целях. Христос же выступает в роли не столько религиозной фигуры, сколько предводителя духовного возрождения России.

В поэме Блока действительно много символов, и от интерпретации одного из них может меняться понимание всего произведения. Несмотря на то что на момент написания “Двенадцати” поэт еще не потерял веру в революцию, его отношение к ней в поэме проследить трудно. Я склоняюсь к тому, что Блок выразил восхищение революцией в своем произведении, хоть и не отрицал ее негативных аспектов. На стороне революции — “двенадцать”, какими бы они ни были, “ветер”, “вьюга”, “снег” и даже Христос. А на стороне старого мира — слабые, бессильные, немощные “старушка”, “поп”, “Вития”, “пёс”. Очевидно, победа за первыми.

Блок позже разочаровался в революции, потому что его мечты так и не воплотились в жизнь. Но поэма “Двенадцать”, являясь примером произведения, в которое действительно вложена душа, продолжает поражать читателей многозначностью символов и порождать споры о том, каков же их смысл. Спустя 100 лет после написания.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.