|
«Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». Гуревич (идея-теория-факты) (ЕГЭ обществознание)Смысл данного афоризма можно раскрыть, рассмотрев главную идею: сущность деятельности как специфической, только человеку присущей формы активности, каким образом соотносятся в этой активности природное и социальное, а также влияние человеческой деятельности на окружающий мир, социум и самого индивида. Начнем с того, что человек, как субъект деятельности, сам является продуктом и природы, и социума, т.е. это существо биосоциальное. Поэтому деятельность человека схожа с активностью животного: природа, окружающий мир приспосабливается, используется для удовлетворения, прежде всего, естественных потребностей в пище, тепле, безопасности. Человек строит дом, а птица вьет гнездо. Но будучи существом особым, наделенным мозгом, продуцирующим сознание, человек формирует цель – идеальный прообраз будущего результата. Постановка цели – главное, что превращает активность человека в деятельность, благодаря которой человек не только приспосабливается к окружающему миру, но и активно его преобразует, т.е. создает нечто новое, то, чего нет в природе в готовом виде. Животное: «инстинкт – активность - результат». Человек: «инстинкт – осознанная потребность (мотив) – цель – выбор средств – действие - результат». Человеческий мозг – это природное, а сознание – это социальное, т.к. цель выступает в форме образов, понятий, которые формируются только в социуме. Чтобы проиллюстрировать эти теоретические выкладки, приведем известный пример. Какие прекрасные, изумительно точные и совершенные получаются соты у «трудолюбивых» пчел! Но ни одна пчела не может построить самый простейший дом. Для этого надо прежде создать его в голове, а для этого нужен мозг человека. Под воздействием деятельности человека меняется окружающая среда, природа (как объект деятельности) и социум. Человек так бы и жил в состоянии первобытности, если бы не было прогресса культуры и социума. Хотя прогресс – тоже противоречив. Т.е. не всякие социально- культурные преобразования однозначно положительны. Особенно это воздействие губительно для природы, её флоры и фауны. Из курсов истории и обществознания нам известны проблемы, порожденные человеческой деятельностью – глобальные проблемы человечества, частью которых являются экологические проблемы. Из СМИ я узнала, что в настоящее время человечество производит отбросов органического происхождения в объёме, в 2 тыс. раз большем, чем отходы остальной биосферы! А сколько еще неорганических отходов – пластика, батарейки, химические вещества! Своей деятельностью человек нарушает то равновесие, которое существовало в природе до его появления, т.к. человек по своей сущности всегда идёт «против» природы, вопреки ей. Но чтобы дальнейшая деятельность людей не приближала экологическую катастрофу, необходимо, чтобы менялось сознание человека в отношении его к природе: от потребительского отношения, надо возвращаться к идее сосуществования, гармонии человека и природы. Обновлено: Опубликовал(а): Бастет Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|