|
По высказыванию Бэкона «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» (ЕГЭ обществознание)Выбранное мною высказывание связано с проблемой формирования человеческой личности. Британский мыслитель Ф. Бэкон полагает, что, с одной стороны, в человеке природные свойства развиваются в хорошие или плохие качества в процессе становления личности, а с другой стороны, человек должен воспитывать в себе положительные качества и истреблять негативные, чтобы стать полноценной личностью. Прежде всего, рассмотрим само понятие “человек”. Человек - это биосоциальное существо, в котором сплетаются воедино природная и социальная составляющие. Человек рождается индивидом - единичным представителем Homo Sapiens, носителем биологических особенностей, у которого есть только биологические потребности, как и у всех других существ. В обществе человек становится личностью в процессе социализации. Вспомним, что социализация - процесс, идущий на протяжении всей жизни человека, в ходе которого он усваивает социальные нормы, ценности и роли, приобретает полезные знания, навыки, опыт. В процессе социализации он приобретает социально значимые качества, которые оцениваются обществом как хорошие или плохие, у человека появляются идеалы, стремления, цели, формируется мировоззрение, а также социальные потребности, социальные роли. Первичные институты социализации, например семья, приобщают человека с детства к ценностям, нормам, влияют на сознание человека, воспитывают такие хорошие качества, как доброта, милосердие, ответственность. Но наряду с этими качествами могут формироваться и плохие, которые не соответствуют общепринятым нормам или вредят обществу. Вторичные институты социализации в сфере формально-деловых отношений сложивишиеся качества закрепляют или меняют. Подтвердим теоретические доводы конкретными примерами. Так из литературы обратимся к роману русского классика Л.Н.Толстого “Война и мир”. В семье Курагиных с детства детей учили, что деньги и карьера, которую можно добиться любыми путями, - главная цель в жизни, поэтому Анатоль и Элен выросли безнравственными, жестокими. В семье Ростовых отношения между родителями и детьми строились на искренности и доброте. Славно служить отечеству, дарить людям счастье и добро - вот какие ценности прививали Наташе, Николаю и Пете, они сформировались как полезные обществу личности. То есть люди, имея одинаковые природные свойства при рождении, в процессе социализации с помощью окружения приобретают разные качества, хорошие или плохие, о чем и говорит Ф. Бэкон. Социализация может идти разными путями: стихийным, воспитания и самовоспитания. Воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на индивида. В этом процессе участвуют семья, школа, армия, государство, они развивают положительные или отрицательные качества. От человека зависит выбор между добром и злом, при условии, что он может их отличить, границы между ними четко сформированы. В результате выбора в ходе самовоспитания человек сам совершенствует положительные стороны и “истребляет” отрицательные. В пример приведу Людвига ван Бетховена, о жизни которого я узнала, посмотрев передачу на телеканале “Культура”. Величайший композитор родился в обыкновенной семье, ничем не отличался от сверстников. В детстве его обучали музыке, но у него это плохо получалось. Тогда он при помощи учителей развил свои задатки в настоящий талант, старательно занимаясь. Он не только воспитал в себе хорошее, но и отказался от низкопоклонства, отверг идею посвятить Третью симфонию Наполеону, когда тот объявил себя императором после революции. Таким образом, мы можем сделать вывод, что Ф.Бэкон был совершенно прав. В процессе социализации человек приобретает и хорошие, и плохие качества. Задача человека заключается в том, чтобы отказаться от отрицательных качеств, и приумножить положительные. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия 21 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|