|
Люди с поддельным счастьем в поэме «Кому на Руси жить хорошо». (Некрасов Н. А.)Можно представить, как удивился бы царь, когда семеро мужиков у него спросили, живётся ли ему «любо - весело, вольготно на Руси». Наверняка у Николая Алексеевича Некрасова были какие-нибудь наработки по этой сцене. К сожалению, поэт не успел нам рассказать о жизни купцов, чиновников и министров после отмены крепостного права, хотя я уверен, что они бы сказали нечто подобное, как это сделали князь Утятин, Оболт - Оболдуев и поп. Не только народные заступники встречались странникам, были в поэме и другие люди, для которых счастье состоит из «покоя, богатства» и «чести», таков, например, поп. Он сам жалуется мужикам на свою жизнь. Никакого почёта со спокойствием ему и раньше не было, ведь новорожденные, умирающие и больные «не избирают времени», а к каждому надо успеть, несмотря на жару и «морозы лютые». Богатства, конечно, поубавилось у священнослужителей, раньше-то дворяне щедро одаривали церковные приходы, теперь же «как племя иудейское, рассеялись помещики», лишь только одна беднота осталась, у которой из богатства одни мозоли, так что «поповскому доходу мат пришёл». Ещё одним интересным персонажем поэмы является Оболт - Оболдуев. Для него было счастьем жить в роскоши. Праздную жизнь с пышными обедами и пирами Гаврил Афанасьевич считал смыслом человеческого существования. Он очень гордился своим именитым древним родом, поэтому считал, что простолюдины должны ему поклоняться и боготворить его. Привычка властвовать у Оболта - Оболдуева в крови: «Кого хочу - помилую, кого хочу - казню. Закон - моё желание!» С грустью помещик вспоминает свою сытую, пьяную жизнь, но не задумывается над тем, благодаря кому он так жил. Удивительное представление путешественники увидели и на берегу Волги в бывших владениях князя Утятина. Последыш категорически ничего не хочет слышать о преобразованиях в стране и продолжает жить по старым порядкам, а крестьяне знай, подыгрывают ему. За лживое обещание они и дальше готовы терпеть его жестокость и самодурство. Немногие набирались храбрости высказать князю горькую для него правду: «Последыш ты! По милости мужицкой нашей глупости сегодня ты начальствуешь, а завтра мы Последышу пинка - и кончен бал!» Многие из крестьян также не желали расставаться с крепостничеством, привычка подчиняться настолько завладела сознанием людей, что даже, несмотря на дарованную свободу, они продолжали добровольно прислуживать дальше. Для дворового человека князя Переметьева и лакея Ипата счастье заключалось в барских объедках. Эти герои с умилением вспоминали все прелести рабской жизни, оттого долгожданное освобождение является не только великой радостью, но и огромной трагедией всего русского народа: «Порвалась цепь великая, порвалась - расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику!» Один автор знает, сколько бы ещё таких «счастливцев» повстречали странники, возможно, они бы дошли и до царя, но зачем же его беспокоить неудобными вопросами, ведь мужики и так всё узнали из песни Гриши Добросклонова, а значит можно смело возвращаться домой! Обновлено: Опубликовал(а): LiteraZet Внимание! Спасибо за внимание.
|
|