|
Фильм «Чучело». Быть или не быть человеком (Школьные сочинения)Фильм «Чучело» был снят режиссером Роланом Быков в 1983 году по одноименной повести Владимира Железнякова ,написанной в 1981 году на основе реальной истории племянницы автора ,взявшей чужую вину на себя и подвергшуюся жестокому бойкоту класса. И несмотря на то ,что фильму в этом году исполнилось 35 лет ,и сменилось не одно поколение школьников ,и у исполнительницы главной роли Кристины Орбакайте есть уже внуки, и даже название страны ,в которой мы сейчас живем, изменилось, но фильм не только не потерял своей злободневности ,он актуален сейчас ,как некогда .Сейчас ,когда в обществе рекламируется настоящий социальный дарвинизм: кто сильнее, тот и съел , кто съел ,тот и молодец; сейчас , когда страну захлестнула волна буллинга, нового англоязычного красивого термина ,за которым стоит старое русское понятие « травля» ,когда все на одного, и не стыдно бить лежачего . Этот фильм не просто поднимает больную, актуальную тему , он вскрывает психологические причины этого страшного социального явления . Начало сюжета просто и обыкновенно .В школу маленького провинциального городка приходит новая девочка. Она добра и наивна, доверчива и искренна , и так не похожа на других , что сразу вызывает смех , но она даже не обижается , потому что и не подозревает о злых чувствах окружающих. Она влюбляется и не скрывает своих чувств , а ее герой , красавец Дима, благосклонно принимает ее немое обожание ,ему льстят чувства девочки , он даже покровительствует ей , наслаждаясь своим благородством и ее восхищенной благодарностью. Но один случай меняет все : Дима сообщает учителю сведения, из-за которых наказывают весь класс, лишают долгожданной поездки в Москву. Ребята, решив ,что это сделала Лена ,начинают травлю , а она ,зная истинного виновника происшествия , не выдает его ,принимая удар на себя .И тут разворачивается жестокая драма человеческих отношений ,человеческих характеров ,и становится ясно , что и в школьном возрасте есть порядочные люди ,а есть подлецы, которым очень удобно ,скрываясь за «коллективизмом», вершить свои беззакония, которые из-за страха перед агрессивной звериной стаей ,сами становятся зверями .Здесь невозможна нейтральная позиция: или ты гонишь ,или гонят тебя. Или ты встаешь на защиту слабого , обиженного , или нужно бить самому упавшего ,гонимого всеми .Фильм показывает ,что физическая сила –это не гарантия храбрости, а смелость вырастает из внутренней честности ,благородства, порядочности, корень которых МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ, Поэтому очень логично и символично режиссер изменил место действия кульминационной сцены : в книге аутодафе над чучелом происходит в сарае , а в фильме- в разрушенном храме. Фильм потрясает . Его невозможно смотреть спокойно. Его смотреть нестерпимо больно , но нужно. В первую очередь, для того ,чтобы, когда перед тобой станет выбор гнать или защищать ,у тебя не было выбора. Чтобы ты понимал -это выбор : быть , или не быть человеком. В финальной сцене фильма дедушка главной героини ,которого пронзительно играет Юрий Никулин, дарит одноклассникам Лены портрет сестры милосердия ,участницы битвы под Севастополем, учительницы русской словесности, прабабушки главной героини , которая глазами Лены Бесцольсовой, полными любви и милосердия ,с чувством внутреннего достоинства, с немым укором смотрит прямо в душу не только одноклассников Лены , но и в нашу душу , она как будто спрашивает : «А ты детка из клетки?» Обновлено: Опубликовал(а): corotkih Внимание! Спасибо за внимание.
|
|