Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как решаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» проблемы милосердия, всепрощения, справедливости? (Булгаков Михаил)

“Мастер и Маргарита” - одно из известнейших произведений Михаила Афанасьевича Булгакова, и одно из наиболее интересных для анализа. В нём автор рассуждает о любви, о верности, о вере, о добре и зле, о власти, о справедливости, о чести и благородстве… И это далеко не весь список проблем, которых так или иначе касается в этом романе Михаил Афанасьевич. Каждая из них заслуживает быть раскрытой и проанализированной отдельно от других, однако в этом сочинении я хотела бы написать о проблемах милосердия, всепрощения и справедливости.

Каждое из перечисленных понятий находит реальное воплощение в романе: милосердие олицетворяет Маргарита, справедливость, что иронично, “достаётся” Воланду, тема прощения же неразрывно связана с библейскими главами романа.

Для начала поговорим о милосердии. Довольно призрачный намёк на проявление этой добродетели прослеживается в описании одной из сцен “сеанса чёрной магии” в Варьете, когда зрители просят Воланда пожалеть Бенгальского, однако я хотела бы обратиться к более яркому примеру. Я говорю о поступке Маргариты, подарившей покой несчастной женщине Фриде.

В этом эпизоде проявились лучшие качества Маргариты, и её милосердие, конечно же, было вознаграждено. Милосердие, кстати, проявляет и сам Воланд, исполняя главное желание Маргариты. Основной посыл, я думаю, “угадать” не сложно: он о том, что всякое добро, совершённое человеком, когда-нибудь вернётся к нему.

Тема прощения затрагивается в основном в библейских главах романа. Мне кажется, основная идея, которую хочет донести до нас автор, заключается в следующем: человек, способный простить и простивший, свободен; тот, кто не может простить - нет. Подтверждение моим словам найти не сложно: Иешуа Га-Ноцри, в сущности, заранее “прощает” всех людей, относится к каждому из них одинаково добродушно. Потому он совершенно спокоен, свободен… Понтий Пилат, наоборот, простить и оправдать себя не может, как и не может найти прощение, а потому две тысячи лет страдает из-за единожды проявленной трусости.

Несмотря на важность и значимость проблем милосердия и прощения в реальной жизни, они не являются основными в романе. Скорее, они следуют из более общей и более интересной проблемы (и связаны с ней) - проблемы справедливости. Рассуждая о ней, я пришла к выводу, что в этом произведении Булгаков отождествляет сущность справедливости и божественную сущность. В “Мастере и Маргарите” нет Бога. И даже нет каких-то упоминаний, намёков на то, что он существует. Да, в библейских главах мы встречаем Иешуа, но… это обычный человек, к слову, как и Понтий Пилат. Зато в романе вполне материально присутствует “князь тьмы” - Воланд. В статьях о романе я часто находила слова от том, что Воланд - это “наказание” для москвичей, ведущих “неправильный образ жизни”, однако я не могу в полной мере согласиться с этой точкой зрения. Сомневаюсь, что именно такой посыл (“каждый грешник в земной жизни или после неё встретится с силами тьмы”) Булгаков хотел бы вложить в последнее своё произведение… Конечно, обозначенные факты (неправедность московской жизни и появление Воланда) связаны, но скорее в том смысле, что люди, столкнувшиеся с Воландом, просто не смогли воспринять его иначе, не в негативном свете, потому что и справедливость, которую он вершил, не несла для них ничего хорошего… Что же, если Бог - это справедливость, то всякий человек знает “своего” Бога. Так и Воланд, на самом деле, не воплощение тёмных сил, а скорее отражение сущности того общества, которое существовало в Москве в двадцатом веке. В любом случае, по отношению к лучшим членам этого общества - к Мастеру, к Маргарите, Воланд справедлив в самом “добром” смысле этого слова. Проблема восприятия образа этого героя обусловлена только тем, что условно хороших людей в Москве меньше, чем условно плохих. Так что

В заключение хотелось бы сказать, что “Мастер и Маргарита” - многогранное и сложное для анализа произведение. Каждый раз, открывая его вновь, я открываю для себя новые стороны этого романа, каждый раз нахожу новые ключи к его пониманию, каждый раз после - обнаруживаю новые темы, которые приводят меня новым рассуждениям… Так что к осмыслению озвученных ранее проблем я вернусь ещё не раз.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.