|
М. А. Булгаков «Собачье сердце» (Читательский дневник)Это произведение заставило меня всерьез задуматься о человеческой сущности, ее неповторимой индивидуальности. Чем отличается человек от животного, и есть ли это отличие вообще? Ведь если считать возможным жизнь собаки в теле человека и воспринимать это существо за личность, то различие между ними кажется чудовищно незначительным, оно скрыто лишь в облике. Но в этом ли познается человечность? Что вообще означает быть человеком? Ответ кроется в самом произведении. Один из его героев, профессор Преображенский, провел научный эксперимент, в результате которого сумел придать бродячему псу человеческую внешность. Однако нашел свой опыт неуместным и бесполезным, поскольку на собственном опыте убедился в том, что человека невозможно создать искусственным путем. Автор показывает нам, что несмотря на человеческий облик и умение говорить, это не человек, хоть в его груди и бьётся доброе "собачье сердце", он по сути стал новым воплощением умершего хулигана. Именно так и названо это произведение, "собачье сердце". Человека определяет не то, как он выглядит, ведь то, что он похож на остальных не дарует ему поистине "человеческого сердца": внутреннего, духовного наполнения, моральных принципов, сознания и здравого мышления, смысла жизни или цели существования. Ведь именно это и значит быть человеком. Автор произведения идет наперекор научной и в каком-то смысле политической точке зрения по этому поводу, приводя в пример историю Шарика. Этот герой имел человеческую внешность, способность связно разговаривать, профессию, придуманное имя ( Полиграф Полиграфович Шариков ) и документы; одним словом, "имел право на существование". Но человеком, по мнению Булгакова, он не был, хоть и описываемому обществу это было не важно, об этом никто даже не задумывался. Булгаков в своем произведении использует очень яркое противопоставление, проводя черту между профессором и Шариком, разделяя их на разные миры, живущие под одной крышей, показывая, что лишь один из них достоин называть себя человеком. Преображенский посвятил всю свою жизнь науке, в этом он нашел свое предназначение, у него есть свои принципы, свое видение Мира. Мне кажется, что именно этот персонаж выражает авторскую позицию в произведении. С его помощью Булгаков показывает свое отношение к описываемому времени и обществу. Революционному времени, когда люди кричали о разрухе, толком не понимая значения своих слов. Разруха царила в разуме человека, в то время, как ее искали в пороках общества. Об этом говорил Филипп Филиппович, он считал, что каждый должен заниматься своим делом, врач должен лечить, дворник - мести улицы, талантливый умный человек должен управлять другими, а никак не наоборот. Ведь именно тогда, когда необразованный и глупый человек выполняет обязанности образованного, а люди из одной семьи делятся на красных и белых, готовые убивать друг друга, начинается разруха. В то время новые, еще не устоявшиеся порядки, выдуманные людьми, вышедшими из низших слоев общества, казались глупыми и бессмысленными, но говорить об этом было запрещено. Мне кажется, что в Шарике профессор увидел свою страну, то, что с ней сделала новая власть. Ведь власть, попадая в неумелые руки, раскрывает в человеке его ужаснейшие качества. И Шарик получил эту власть, пусть и незначительную, ту, что позволяла ему командовать отловом бездомных животных, но после этого он стал вести себя гордо и надменно, считая себя способным заполучить все, что ему нравилось. Даже обвенчаться с девушкой против ее воли, запугав сокращением, казалось ему пустяком. То же происходило и в самой России. Люди необразованные, буквально вышедшие с улицы, издавали законы и наводили свои порядки. И несмотря на все собачьи повадки Шарика, худшим в нем оставалось не это. Профессор буквально воскресил своим экспериментом бандита, чей труп использовал, в теле собаки. И осознание этого заставило его признать: эксперимент был бесполезным. Пес, каким он был до операции, гораздо ценнее того, во что его превратил гипофиз преступника, безнравственного и жестокого. Того, кого нельзя было назвать человеком. Так и дореволюционная Россия была, по мнению автора, на много лучше той, какой ее сделала революция. По мотивам произведения Булгакова была снята в 1988 году черно-белая трагикомедия, главные роли которой исполняли талантливейшие, на мой взгляд, актеры: Владимир Алексеевич Толоконников, Евгений Александрович Евстигнеев, Борис Григорьевич Плотников, и др. Режиссером был Владимир Владимирович Бортко. Этот замечательный фильм очень близок к книге, я с огромным удовольствием его посмотрела. Обновлено: Опубликовал(а): Анна А. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|