Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...» (Пушкин А. С.)

Александр Сергеевич Пушкин знаком нам в первую очередь благодаря ясным и звучным строкам чистых и трепетных стихотворений, преисполненных любовью, страстью или же светлой печалью. Однако меня в большей степени заинтересовало порождение разочарования, усталости и опустошенности великого поэта. Им стало стихотворение "Дар напрасный, дар случайный...", написанное в 1828 году.

"Жизнь, зачем ты мне дана?"- вопрошает лирический герой, погружённый в размышления о сущности жизни, о её смысле. Он измотан душевными терзаниями, с пренебрежением относится к дару, который называет "напрасным" и "случайным".

С непониманием и разочарованием взирает он на свою жизнь, проклинает свою судьбу, Бога, обстоятельства. Проклинает все вокруг, все, что сделало его таким, все, что обрекло его на страдания. Этой злостью и обидой, криками в пустоту наполнены первые две строфы стихотворения. Эта его часть целиком состоит из трёх вопросов, последнего надрывного вопля измученной души, оборванного резко и небрежно, растоптанного и задушенного режущим звоном тишины, передаваемой автором через многоточие. Третья строфа сменяет ярость смирением. Герой раздавлен, уничтожен окончательно бессмысленностью всего происходящего, он отрекается от "случайного дара", принимая безысходность и разочарование: «Цели нет передо мною: //Сердце пусто, празден ум». Образ сердечной пустоты очень нетипичен для поэзии автора, праздность ума для привычного читателю Пушкина невообразима. Ведь ещё в первой части лирического произведения автор пишет о своём создателе: «Душу мне наполнил страстью,// Ум сомненьем взволновал».

Данное стихотворение - порождение эмоции непостоянной, приходящей, бурей сметающей все радостное и светлое, оставляя за собой лишь "пустоту", но обязательно уходящей в определенный момент. Однако миг духовного угнетения неописуемо ценен как для самого автора, так и для читателя, ведь без падений незаметны взлёты, без горестей неощутимы моменты счастья.

Ключевым образом второй части стихотворения становится так называемый "шум жизни", названный автором необычайно емким эпитетом "однозвучный". При чем подобное определение встречается в произведениях автора не единожды. В стихотворении "Зимняя дорога", написанном в 1826 году, Пушкин также обращается к образу утомительного звука, связывая его со звоном колокольчика: "Колокольчик однозвучный// Утомительно гремит". Намеренно или неосознанно автор связывает эти два звука, опостылевших лирическому герою в равной степени. Усталость от жизни, Ее изматывающей однообразности, словно надоедающий колокольчик, раздирают разум. Раздражающая череда одинаковых звуков превращается в вездесущую однозвучность, томление длительной поездкой - в томление жизнью, ставшей для героя лишь "шумом". Позднее, в 1830 году, Пушкин пишет "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы", вновь возвращаясь к данному образу:" Ход часов лишь однозвучный// Раздаётся близ меня". Лишь слабый отблеск былого отчаяния остаётся с лирическим героем по прошествии нескольких лет. Однозвучность жизни забыта, о прежнем чувстве напоминает лишь ход часов, ощутимый бессонной ночью. А слово "однозвучный" вернуло себе былое значение. Однозвучный - лишь колокольчик, лишь часы, жизнь же вновь обретает благозвучность и красочность, в сознании автора она значима.

Таким образом, можно утверждать, что данное стихотворение занимает значимое место в творчестве поэта, отражая состояние и внутренний облик созданного им лирического героя, оказавшегося поглощенным отчаянием и разочарованием, как одной из многочисленных стадий душевного развития человека.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.