|
Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и Наказание» (Достоевский Ф. М.)В когнитивной психологии текстовые методики применяются для работы с бессознательным. Одна из структур сюжета подобных текстов получила название «преступление и наказание». Лакуны в текстах такой структуры, могут иметь синтаксическую или смысловую природу, но причина их образования одна – там, где в повествовании присутствуют пропуски, сокрыты неразрешенные человеком вопросы, чаще всего экзистенционального характера. Как только проблема дезактуализируется, структура сюжета изменится. Проблемы, над решением которых размышляет в своем произведении Ф.М.Достоевский, являются общечеловеческими, глобальными. Основное содержание романа напоминает лакуну, обрамленную извечной связкой: преступлением и наказанием. Проблема идентичности, смерти, справедливости, предназначения человека, любви и одиночества освещены как косвенно в сюжете произведения, так и буквально устами героев романа. Описание преступления, совершенного молодым студентом Раскольниковым, и эпилог составляют 2 части из шести и занимают 1/5 всего объема произведение. Оставшееся – пропасть, в которую падает главный герой, утягивая за собой как других персонажей, так и читателя. Объем романа Ф.М.Достоевского с лаконичной, на первый взгляд, композицией сопоставим с I-II томами «Войны и Мира» Л.Н.Толстого, не смотря на то, что временной отрезок, в пределах которого разворачивается основное действия романа – 14 дней. Две недели, которые незаметно пролетают для обычного человека, для Родиона Романовича тянутся бесконечно. Главного героя покидает ощущение времени, он пребывает в агонии и бреду, видит аллегоричные сны и теряет связь с реальностью: "Уверенность, что все, даже память, даже простое соображение оставляют его, начинала нестерпимо его мучить. «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!»". Здесь наша теория о лакунах находит подтверждение: самое страшное и непереносимое осознание последствий своего преступления не укладывается в строгую семиотическую структуру криминалистического отчета, ставшего отправной точкой для романа. То, что юридическое наказание устрашает преступника намного меньше, нежели духовная плата за совершенный грех, является одной из главных мыслей произведения. Сложная система двойников-антиподов играет не маловажную роль в раскрытии психологии Раскольникова. В характерах и мировоззрении второстепенных персонажей мы видим отдельные черты сущности главного героя, всегда находящегося между двух огней, двух полюсов, изображающих наклонности акцентуации Раскольникова: Соня Мармеладова и Свидригайлов, Порфирий Петрович и Разумихин, сам Раскольников и его сестра и т.д. Нравственные выборы второстепенных персонажей, усиливающаяся к середине романа полифония помогают читателю заполнить лакуны. Таким образом, произведение Ф.М.Достоевского является выдающимся не только с литературной и художественной точки зрения, но и с психоаналитической. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|