|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Философский роман Мишеля Турнье «Пятница, или Тихоокеанский лимб» как литературное явление постмодернизма (*Общие критические статьи)Философский роман современного французского писателя Мишеля Турнье, которого относят к литературному течению постмодернизма, называется «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Роман увидел свет в 1967 году. Уже название указывает на то, что автор обратился к бессмертному сюжету произведения Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Но это же заглавие ещё и говорит о том, что Турне свободно обращался с первоисточником, потому что в заголовок вынес не имя главного героя Робинзона Крузо, а его помощника-дикаря Пятницу и необитаемый остров, который, кстати, разместил не в Атлантическом океане, а в Тихом. А это значит, что писатель не только опирается на традиции просветительского романа Дефо, но и перетолковывает известное произведение в соответствии со своими взглядами, мировоззрением, сообразно собственной концепции устройства мира и концепции человека. Сохраняя внешнюю фабулу в первой части своего романа, Турнье вступает в полемику с просветительским романом Дефо, использовав в художественной системе романа хорошо известные всем образы Робинзона и Пятницы. Но у французского постмодерниста наравне с Робинзоном и Пятницей важную роль играет образ острова Сперанцы, который, как понятно из заголовка, отождествляется с лимбом. Согласно учению католических теологов, лимб – это первый круг ада, где пребы-вают невинные души младенцев, умерших до совершения таинства крещения, и находились души ветхозаветных праведников, ожидавших там чуда искупления. Обращение к чужому тексту для создания собственного, интертекстуальность, полемичность по отношению к первоисточнику, цитатность – это важнейшие особенности произведения постмодернизма. Мишель Турнье почти всегда создаёт свои произведения, опираясь на широко известные сюжеты, объясняя это тем, что воспринимает заимствование и перетолковывание вечного сюжета как своего рода литературную игру. Сущность этой литературной игры писатель видит в том, что, с одной стороны, он сохраняет «букву этой истории», не переворачивая ничего с ног на голову; но, с другой стороны, он рассказывает нечто совсем другое. При этом писатель убеждён: «В определённом смысле это труднее, чем писать, не заботясь о том, что уже было написано до тебя» [6, с. 22]. Турнье таким образом заставляет своего читателя не отвлекаться на известный сюжет, а концентрировать своё внимание на принципиально новом понимании «естественного человека» [1]. Предметом нашего исследования является образ Сперанцы в романе Мишеля Турне «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Этот образ тесно связан с образом Робинзона, с эволюцией этого персонажа и изменением отношения героя к острову. В соответствии с эти были поставлены следующие задачи: выделив три этапа в эволюции Робинзона, соответственно раскрыть три образа Сперанцы в соответствии с изменяющимися взглядами главного героя. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|