|
Символические образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» (ЕГЭ по литературе)Несмотря на то, что М. А. Булгаков подчёркивал свою связь с русской литературой девятнадцатого века, в романе «Белая гвардия» ярко проявились черты поэтики, более свойственные веку двадцатому. В чём же проявилось новаторство поэтики в произведении Булгакова? Во-первых, это фрагментарность композиции и перестановка событий во времени. Во-вторых, обилие имеющих вторичный смысл образов и введение в роман подтекстов из других литературных произведений. Снег, метель, звезда, меч, различные оттенки света, птица, бронзовые часы – эти образы, как и Наташа Ростова, как Капитанская дочка и Саардамский плотник несут в произведении отчётливо выраженный вторичный, символический смысл. Нередко значимы и фамилии персонажей. Кроме того, в текст романа введены многочисленные намёки на произведения Пушкина, Достоевского, Л. Толстого, Блока. Часто Булгаков отсылает своих читателей к этим авторам, называя и цитируя их произведения. Но иногда намёки скрыты в художественной ткани «Белой гвардии», и обнаружить их можно, только вчитываясь в текст. Здесь ещё раз отметим толстовскую традицию в предмете изображения: дворянско-интеллигентская русская семья с устоями в переломные для страны годы. Кроме вахмистра Жилина, восходящего к толстовскому герою «Кавказского пленника», о чём мы писали выше, стоит обратить внимание на образ Ивана Русакова. Имя и фамилия героя, несомненно, имеют символический смысл. Сын библиотекаря, больной сифилисом поэт-богоборец появляется в романе в качестве пациента, пришедшего на приём к Алексею Турбину. Фабульная роль Русакова незначительна, но более важен символический смысл образа, отражающий тему России. Автор не раз подчёркивает, что его герой – «владелец козьего меха». Очевидно, что «козий мех» имеет символический смысл. Козёл – животное, которое в древности чаще всего приносили в жертву. Русаков принимает на себя наказание за свои и чужие грехи. Он воспринимает свою болезнь как наказание за богохульство, за неверие в Бога и постыдный образ жизни. Турбина беспокоит и психическое состояние своего пациента, он опасается, что у Русакова «разовьётся мания». В конце романа Русаков изображён погружённым в чтение «Откровения Иоанна Богослова». В финале важную роль играет символическая картина, которая говорит о том, что в мире, несмотря на войны, вражду и ненависть, есть нечто прочное и устойчивое. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|