|
Вы здесь: Критика24.ру › Есенин С. А.
Анаализ стихотворения «Город» (Есенин С. А.)В стихотворении создаются два главных образа: города и человека (лирического героя). Образ города создаётся с помощью множества художественно-изобразительных средств. Метафора «каменная пещера» подчёркивает, что в городе царят дикие, первобытные нравы, далёкие от целомудренности, чистоты и духовности. Сравнение «как муравьи кишели» говорит о городской суетной жизни. Метафора «щели выдолбленных глыб» создаёт мотив ограниченности, тесноты, сдавленности городской жизни, отсутствия в ней пространства и простора. Образы городских людей, лишённых духовности, создаются с помощью просторечных слов «схилясь», «скорузлых», а также с помощью сравнения «что чешуя скорузлых рыб». Сравнение подчёркивает холодность, мертвенность душ городских жителей. Метафора «в пелёнках камня и кремней» указывает на отрицательное воздействие города на человека: лирический герой чувствует себя скованным, обездвиженным, не способным к действию, словно младенец, завёрнутый в пелёнки. Образ покинутой героем деревни, деревни, побеждённой городом, которая постоянно находится в воображении лирического героя, создаётся с помощью следующего лексического ряда: «коровий рёв теней», «дризжали дроги» (аллитерация на «др – жж - др», «с – ст»; сравнение «словно стёкла» создают звуковой образ крестьянской телеги); «в лицо кнутом грозила даль» - побеждённая деревня не хочет сдаваться, она словно грозит лирическому герою, предупреждая о наказании за измену прежним ценностям, верности родной деревне. Олицетворения «даль грозила», «небо хмурилось» создают напряжённую, недобрую эмоциональную тональность. Сравнение «как бабья сношенная шаль» (небо) создаёт мотив обветшалости, упадка нравственных ценностей. Сравнение в творительном падеже «с улыбкой змейного грешенья» (девичий смех) помогает автору создать образ города – искушения, города – соблазна, города – греха, связанного с сатаной. Возникает образ змия-искусителя, в которого воплотился дьявол в библейском саду, чтобы соблазнить Еву. Несмотря на соблазны города, лирический герой «хранил завет крещенья – плевать с молитвой в сатану» Образ лирического героя создаётся с помощью следующего лексического ряда: «храня завет родных поверий» (верность нравственным принципам, христианским ценностям, привитым в православной деревне, народным традициям); «питать к греху стыдливый страх» (отвращение к греху, божий страх перед согрешением, стыдливость и совестливость, боязнь совершить грех). Сравнение «как искушаемый монах» раскрывает внутреннее состояние лирического героя, который понимает, что должен сопротивляться греху, соблазну и искушению города. Находясь в городе, лирический герой чувствует пустоту в своей душе: «в моей душе так было гулко…». Вспомним: гулко бывает в пустом доме, из которого вынесли мебель, все вещи. Сравнение «как об ножи» (стальной дорогой //Рвались на камнях сапоги) подчёркивает, что невозможно бесконечно сопротивляться искушениям города, единственный способ спасения лирический герой слышит в своей душе от Бога: «Забудь, что видел, и беги!» Таким образом, в стихотворении С. А. Есенина «Город» раскрывается тема губительного воздействия города на человека. Основная идея заключается в следующем: чтобы избежать разрушительного воздействия города на душу, нужно покинуть его, удалиться от соблазна, как монах в пустыню. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|