|
Какие черты романтического героя проявились в образе Печорина (Лермонтов М. Ю.)«Герой Нашего времени» - это роман не только о жизни отдельного человека, так и не сумевшего найти своё место в жизни, но и портрет целого поколения. В главном герое находят отражения человеческие пороки, захватившие умы молодых людей той эпохи. М.Ю. Лермонтов показывает своего героя через призму его глубокого самоанализа, характеризует не только его внешние черты, но и раскрывает внутренний мир персонажа. Благодаря этому произведение стали называть первым русским социально-психологическим романом. Несмотря на то, что «Героя нашего времени» относят к такому литературному направлению, как реализм, в характере Григория Александровича Печорина можно заметить и черты романтического персонажа. Почему? Романтизм занимает далеко не последнее место в творчестве М.Ю. Лермонтова, что отразилось и на этом произведении. Что же позволяет нам называть Печорина романтическим героем? Одним из главных принципов романтизма являлось изображение «исключительной личности в исключительных обстоятельствах». Это очень точно описывает многие события романа. Ещё не встретившись с героем, не читая его журнал, мы узнаём о том, что довольно часто с ним приключались странные вещи. Максим Максимыч, описывая своего знакомого, говорит о нём следующее: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». В дальнейшем мы убеждаемся в правдивости этих слов: Печорин был выслан на Кавказ, что уже является необычным обстоятельством для дворянина, с помощью Азамата украл дочь мирского князя, черкешенку Бэлу, вмешался в дела «мирных контрабандистов» в Тамани, перевернул с ног на голову обыденную жизнь «водяного общества», выжил при захвате обезумевшего казака в главе «Фаталист». Всё это говорит о том, что герой постоянно попадал в необыкновенные ситуации и таким же необыкновенным образом из них выпутывался. Что говорит об исключительности его характера? Это, в первую очередь, согласно принципам писателей-романтиков, конфликт героя с личностью, глубокий разлад его внутреннего мира и окружающей действительности. Его характер сформировался под влиянием среды, которая ему была противна: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом…» Противоречивость характера Печорина подчёркивалась и Максимом Максимычем, когда тот рассказывал о том, как тот в дождь ходил один на кабана и в то же время мог плохо себя почувствовать из-за сквозняка. Благодаря журналу мы узнаём этого удивительного персонажа с самых разных сторон: видим, как он играет с чувствами молодых девушек и плачет от осознания потери любимой, как упорно добивается внимания Бэлы и охладевает к ней, как со страхом рассуждает о возможной смерти к дуэли, а затем пренебрежительно говорит о своей жизни. Он абсолютно не похож на других представителей «высшего света», из-за чего довольно часто вступает с ними в конфликт. Также о многом может сказать и тот факт, что Печорин очень тонко чувствовал и поэтично описывал природу. По принципам романтизма, пейзаж – это неотъемлемая часть характеристики героя, и именно по этой причине ему тоже нужно уделить должное внимание. Журнал Печорина наполнен не только интереснейшими событиями, но и описаниями окружающей среды. Так, например, в главе «Фаталист» его философские размышления о жизни неразрывно связаны с образом звёздного неба: «Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!» Восхищают и картины природы, которые он рисует в других частях своего дневника. Это говорит о том, что герой умел по-настоящему чувствовать природу. Его душевное и эмоциональное состояние неразрывно связывается именно с пейзажами. Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Печорин сочетает в себе не только качества реальных людей, составлявших общество тридцатых годов девятнадцатого века, но и черты романтического героя, что делает его личность ещё более контрастной, яркой и в то же время противоречивой. До сих пор продолжаются споры о характере этого героя: является ли он положительным, заслуживает ли осуждения или сочувствия, правильно ли поступал в тех или иных ситуациях. Ясно лишь одно – М.Ю. Лермонтову удалось создать уникальный портрет, включающий в себя интересные и необыкновенные качества, которые не могут никого оставить равнодушным. Обновлено: Опубликовал(а): Amess120 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|