|
В чем актуальность поэмы «мертвые души» сегодня? (Гоголь Н. В.)Поэма «мертвые души» является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Сам автор назвал данное произведение поэмой. Изначально она задумывалась Гоголем в трех частях, но полностью сохранился только первый том. Из второго тома до нас дошли лишь некоторые главы, а третий том автор самолично сжег. Само название поэмы имеет двойной смысл. «Мертвыми» душами названы крепостные крестьяне, которых скупал у помещиков главный герой. Да и у самих помещиков уже давно «мертвые» души. Автор максимально ярко и правдоподобно изобразил характер каждого из героев. С каждым последующим персонажем мы видим то как человек может изменится, отказавшись от таких человеческих качеств, как мораль, совесть, сочувствие... Николай Васильевич поднял проблему, которая актуальна как в его, так и в наше время. Омертвление души человека и ненасытностью его материальными благами. Сатирически он показал читателю насколько может деградировать личность, поставив материальные ценности выше моральных. Образы помещиков складываются от лучшего к худшему. Первым героем в галерее помещиков появляется Манилов. "на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности..." Первое впечатление довольно обманчиво. Немного слащавый, очень любезный, он выглядит белым и пушистым на фоне остальных. Манилов живет в мечтах. Строит планы, забросив имение, даже книга на его столе уже два года лежит открытая на четырнадцатой странице. Эдакая обломовщина. Манилов не просто дарит Чичикову своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Он, несмотря на то, что еще не потерял какие-то человеческие качества абсолютно мертв в душе. Он может лишь нести любезности и угождать тем кто ему симпатичен. Но самое страшное, что он тянет за собой крепостных, которые живут работая на него. Поместье разрушается и разоряется, а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». И чем дальше тем хуже. В последующем нам встречаются Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Все они в большей или меньшей степени отказались от моральных принципов, выбрав материальные. Самым последним является Плюшкин. Богатый помещик, в подчинении которого находится около тысячи душ. Также у него большое количество сбежавших и умерших. Но не смотря на то что он вполне состоятельный человек Плюшкин живет как нищий: ходит в обносках, питается сухарями и экономит каждую копейку. Нет ни одной вещи которую бы он выкинул. Все копится и складывается. Нет даже бумажки, которая могла бы покинуть заваленный хламом дом. Болезненное существование, для здравомыслящего человека. Он настолько жаден, что даже когда собственный сын просит у него денег на обмундирование то тот «получил на это то, что называется в простонародии шиш...». Так же ничего не достается крестьянам. Хозяин морит людей голодом в то время как в амбарах гниет еда. Крестьяне просто не выдерживают такой жизни и сбегают из деревни, либо умирают от нищеты. Но несмотря на это Плюшкин все равно называет страдальцев мошенниками и ворами. Даже когда Чичиков пытался выкупить у помещика «души» Плюшкин попытался выторговать и продать подороже уже не являвшихся его собственностью крепостных. Важная деталь - при продаже он не называет людей людьми, и говорит о них как о вещах («штуки»). Ему совершенно все равно на то что это люди, на их чувства и страдания. Плюшкин полностью помешался на деньгах. Смотря на то кем он стал очень трудно поверить в то что это был человек с счастливой семьей. Жажда выгоды и денег превратила его в «живой труп» который идет на социальное дно. Но он не один и вместе с ним тонут и крепостные, которые зависят от него. Гоголь очень ярко описал человека, который отказался от духовного богатства и утонул в желании получить больше денег. Он довольно похож на персонажа из русских сказок — Кощея Бессмертного. На примере этих героев мы можем наблюдать полную деградацию дворянства. От Манилова до Плюшкина мы видим все ступени моральной гибели. Все помещики живут за счет своих крепостных, не обращая внимания на то что происходит вокруг. Гоголь показал нам главное зло — Без духовность. Он изобразил нам людей полностью лишенных качеств морали. И именно в наше время эта проблема актуальна как никогда. Люди забывают о духовных ценностях, своей культуре, религии... Все чаще мы сталкиваемся с тем что люди не хотят создавать семьи, получать какие-то новые знания. В приоритете сегодня деньги и власть и для их достижения многие готовы идти по головам. Это довольно печально. Раньше люди гнались за чинами и денежными доходами. Что по сути не меняется и сегодня. У каждого есть своя цена. Люди не меняются из покон веков. Нас окружают те же Маниловы, Коробочки, да и Плюшкиных хоть отбавляй. И они будут окружать нас еще много-много лет. И в точности так же на этих «помещиков» будут работать «крепостные». Но только уже добровольно. Николай Васильевич не писал о чем-то возвышенном. Он не восхвалял страну наигранным патриотизмом, а очень четко подметил все пороки русской души. В поэме «Мертвые души» мы видим истинное лицо России. И этот портрет, эти люди будут еще очень долго подходить к нашему образу и поведению. Во все времена будет находится такой Чичиков, делающий все из ничего. И всегда будут существовать такие помещики, которые из-за желания собственной наживы готовы слепо продавать «души» считая их поштучно и не обращая внимания на то что это люди, а не вещи. В поэме никто из героев не думал о ком-то кроме себя. Каждый из них пытался пожаловаться и пожалеть свою головушку. Хотя надо было просто брать и делать. И делать не только ради денег, но и для духовного развития. И закончить мне хотелось бы подходящей цитатой: Обновлено: Опубликовал(а): ___zz_a_z_a___ Внимание! Спасибо за внимание.
|
|