|
Образ лирического героя в поэзии И. Анненского (ЕГЭ по литературе)В лирическом герое раскрываются сложные чувства, в его душе происходят неуловимые процессы, которые выявляют многообразие переживаний. В своём лирическом герое поэт стремится раскрыть его глубинные связи с окружающим миром, создавая при этом зыбкость, текучесть поэтического пространства. Анненский использует два способа, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть внутренний мир своего героя, его мысли, чувства, миропонимание и миросозерцание: природу и вещи. Создавая чисто пейзажные стихотворения, такие как «Ноябрь» или «Ветер», «Солнечный сонет», или такие лирические произведения, где за описанием природы непременно следует сентенция, философское обобщение, где частное и конкретное (образ из мира природы) становится формой выражения мысли более общего порядка, относящейся к человеческой жизни. Вот строки из стихотворения «Майская гроза»: Когда бы бури пролетали И все так быстро и светло… Но не умчит к лазурной дали Грозой разбитое крыло. Природа у Анненского не даёт лирическому герою желанного и полного успокоения, а противоречие между внутренней жизнью и внешним миром остаётся. Лирический герой страстно переживает всё, что совершается в мире неодушевлённой природы, и при этом природа у Анненского наделена способностью страдать по-человечески. В стихотворении «Снег» лирический герой трагически воспринимает зиму с её снегом. Он готов полюбить зиму, «да обуза тяжка». Фигура умолчания предлагает остановиться и подумать, какова эта обуза, о чём идёт речь. Чтобы подчеркнуть тяжесть груза души или судьбы, поэт использует развёрнутое сравнение: От неё даже дыму Не уйти в облака. Зрительно можно представить, как лёгкий дым поднимается кверху, а здесь от такой «обузы» даже легчайший дым не может подняться к облакам. Образ снега создаётся с помощью эпитета «грузный», усиливая мотив тяжести внутреннего состояния лирического героя, а образ льда с помощью эпитетов «нищенски синий», «заплаканный», давая характеристику переживаний героя, усиливает мотив тоски и печали. Свои ощущения лирический герой переносит на снег, видя между ним и собой внутреннее родство: Но люблю ослабелый От заоблачных нег – То сверкающе белый, То сиреневый снег… Эпитеты, характеризующие снег, - «ослабелый», «талый», «усталый»; «скользящий» (обрыв) – говорят о болезни, умирании, ведь весной снег растает. «На томительной грани / Всесожженья весны» чувствует себя лирический герой; это грань между жизнью и смертью. «Непорочные сны» в конце стихотворения – значит чистые, безгрешные, как белый снег, сравниваются со стадами в тумане. Лирический герой переживает одно и то же со снегом и поэтому сопереживает ему. Таким образом, зимний пейзаж в стихотворении «Снег» помогает раскрыть внутреннее состояние лирического героя. Рассмотрим стихотворение Анненского «Стальная цикада», где образ лирического героя, его внутреннее состояние раскрывается с помощью неодушевлённого предмета. В этом стихотворении механизм отданных в починку часов и тоскующее сердце человека можно считать двойниками. Метафорическое название часового механизма – «стальная цикада». Цикада – это хоботное прыгающее насекомое, издающее характерное стрекотание. Метафора сближает тиканье часов и стрекотание насекомого. Но это и стук сердца, охваченного Тоской, - именно так, с заглавное буквы, написано это слово, раскрывающее внутреннее состояние лирического героя. Образы часов и часовщика отсылают к эпизоду в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», где Пьер после дуэли с Долоховым, переживая духовный кризис, беседует с масоном Баздеевым, и тот, убеждая Пьера в существовании Бога, приводит пример с часами и часовщиком. Не верящего в Бога Пьера Баздеев сравнивает с малым ребёнком, который, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что не понимает назначения этих часов, и не верит в мастера, который их сделал. Напрашивается параллель: мир и его Творец; часы и часовщик. Тоска приходит к лирическому герою «с дверью часовщика», но он предчувствует заранее её приход. А жизнь лирического героя зависит от часовщика, от его способности починить сердце: Сердца стального трепет Со стрекотаньем крыл Сцепит и вновь расцепит Тот, кто ей дверь открыл… С помощью образа цикады раскрывается метафора человеческой жизни. В начале жизненного пути «Жадным крылом цикады / Нетерпеливо бьют...» Возникает реминисценция, связанная со стихотворением Пушкина «Телега жизни», где также метафорично изображена человеческая жизнь:
С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломить И, презирая лень и негу, Кричим: пошёл!.. Утро жизни – юность – наполнено нетерпеливыми надеждами. Лирический герой осознаёт кратковременность своей жизни в диалоге со «стальной цикадой», а по сути, с собой, со своим двойником: Здесь мы с тобой лишь чудо, Жить нам с тобою теперь Только минуту – покуда Не распахнулась дверь… Символический образ двери обозначает границу между земной жизнью и инобытием. Таким образом, лирический герой Анненского сложен, противоречив, трагичен, исполнен тоски разъединения со всем сущим на земле. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|