Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ лирического героя в поэзии И. Анненского (ЕГЭ по литературе)

В лирическом герое раскрываются сложные чувства, в его душе происходят неуловимые процессы, которые выявляют многообразие переживаний. В своём лирическом герое поэт стремится раскрыть его глубинные связи с окружающим миром, создавая при этом зыбкость, текучесть поэтического пространства.

Анненский использует два способа, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть внутренний мир своего героя, его мысли, чувства, миропонимание и миросозерцание: природу и вещи. Создавая чисто пейзажные стихотворения, такие как «Ноябрь» или «Ветер», «Солнечный сонет», или такие лирические произведения, где за описанием природы непременно следует сентенция, философское обобщение, где частное и конкретное (образ из мира природы) становится формой выражения мысли более общего порядка, относящейся к человеческой жизни.

Вот строки из стихотворения «Майская гроза»:

Когда бы бури пролетали

И все так быстро и светло…

Но не умчит к лазурной дали

Грозой разбитое крыло.

Природа у Анненского не даёт лирическому герою желанного и полного успокоения, а противоречие между внутренней жизнью и внешним миром остаётся. Лирический герой страстно переживает всё, что совершается в мире неодушевлённой природы, и при этом природа у Анненского наделена способностью страдать по-человечески.

В стихотворении «Снег» лирический герой трагически воспринимает зиму с её снегом. Он готов полюбить зиму, «да обуза тяжка». Фигура умолчания предлагает остановиться и подумать, какова эта обуза, о чём идёт речь. Чтобы подчеркнуть тяжесть груза души или судьбы, поэт использует развёрнутое сравнение:

От неё даже дыму

Не уйти в облака.

Зрительно можно представить, как лёгкий дым поднимается кверху, а здесь от такой «обузы» даже легчайший дым не может подняться к облакам. Образ снега создаётся с помощью эпитета «грузный», усиливая мотив тяжести внутреннего состояния лирического героя, а образ льда с помощью эпитетов «нищенски синий», «заплаканный», давая характеристику переживаний героя, усиливает мотив тоски и печали. Свои ощущения лирический герой переносит на снег, видя между ним и собой внутреннее родство:

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег –

То сверкающе белый,

То сиреневый снег…

Эпитеты, характеризующие снег, - «ослабелый», «талый», «усталый»; «скользящий» (обрыв) – говорят о болезни, умирании, ведь весной снег растает. «На томительной грани / Всесожженья весны» чувствует себя лирический герой; это грань между жизнью и смертью. «Непорочные сны» в конце стихотворения – значит чистые, безгрешные, как белый снег, сравниваются со стадами в тумане. Лирический герой переживает одно и то же со снегом и поэтому сопереживает ему.

Таким образом, зимний пейзаж в стихотворении «Снег» помогает раскрыть внутреннее состояние лирического героя.

Рассмотрим стихотворение Анненского «Стальная цикада», где образ лирического героя, его внутреннее состояние раскрывается с помощью неодушевлённого предмета. В этом стихотворении механизм отданных в починку часов и тоскующее сердце человека можно считать двойниками. Метафорическое название часового механизма – «стальная цикада». Цикада – это хоботное прыгающее насекомое, издающее характерное стрекотание. Метафора сближает тиканье часов и стрекотание насекомого. Но это и стук сердца, охваченного Тоской, - именно так, с заглавное буквы, написано это слово, раскрывающее внутреннее состояние лирического героя. Образы часов и часовщика отсылают к эпизоду в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», где Пьер после дуэли с Долоховым, переживая духовный кризис, беседует с масоном Баздеевым, и тот, убеждая Пьера в существовании Бога, приводит пример с часами и часовщиком. Не верящего в Бога Пьера Баздеев сравнивает с малым ребёнком, который, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что не понимает назначения этих часов, и не верит в мастера, который их сделал. Напрашивается параллель: мир и его Творец; часы и часовщик.

Тоска приходит к лирическому герою «с дверью часовщика», но он предчувствует заранее её приход. А жизнь лирического героя зависит от часовщика, от его способности починить сердце:

Сердца стального трепет

Со стрекотаньем крыл

Сцепит и вновь расцепит

Тот, кто ей дверь открыл…

С помощью образа цикады раскрывается метафора человеческой жизни. В начале жизненного пути «Жадным крылом цикады / Нетерпеливо бьют...» Возникает реминисценция, связанная со стихотворением Пушкина «Телега жизни», где также метафорично изображена человеческая жизнь:

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломить

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл!..

Утро жизни – юность – наполнено нетерпеливыми надеждами. Лирический герой осознаёт кратковременность своей жизни в диалоге со «стальной цикадой», а по сути, с собой, со своим двойником:

Здесь мы с тобой лишь чудо,

Жить нам с тобою теперь

Только минуту – покуда

Не распахнулась дверь…

Символический образ двери обозначает границу между земной жизнью и инобытием.

Таким образом, лирический герой Анненского сложен, противоречив, трагичен, исполнен тоски разъединения со всем сущим на земле.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.