|
Сопоставительный анализ рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» и рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (ЕГЭ по литературе)4. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» изображает любовь мелкого, незначительного чиновника Г. С. Желткова к даме из высшего общества - Вере Николаевне Шеиной, утверждая устами старого генерала Аносова, что это «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Куприн создаёт романтический образ своей героини, которая только после смерти влюблённого в неё человека, слушая сонату, поняла, какая высокая и бескорыстная любовь прошла мимо неё. Создавая образ Желткова, Куприн придаёт ему рыцарские черты. «Маленький человек» посвятил свою жизнь любви, служению даме сердца, ничего не требуя взамен. Он был счастлив только тем, что она существует на земле, находится где-то совсем рядом. Но когда его любовь стала мешать, доставлять возлюбленной неприятности, он решил уйти из жизни. Думаю, что Чехов, распоряжаясь сходным сюжетом, как величайший реалист, избежал бы патетики и трагической развязки. Его герои – обыкновенные люди, живущие серой, будничной жизнью, но и их иногда посещают высокие чувства. У Чехова Вера продолжала бы жить прежней жизнью, постепенно догадываясь, что к мужу у неё осталась только привычка. Желтков уехал бы в другой город и продолжал бы тайно страдать, ведя прозаическую жизнь чиновника. Сюжет закончился бы неразрешимым противоречием или томительным ожиданием новой прекрасной жизни. 5. Тема «героического поступка» в рассказах Чехова и Куприна раскрывается по-разному. В «Гранатовом браслете» Желтков решается на смелый и отчаянный поступок – подарить Вере на именины фамильную драгоценность – гранатовый браслет. С точки зрения брата Веры – это величайшая дерзость низшего по социальному происхождению человека. Но гранатовый браслет обладает двумя загадочными свойствами: женщине он сообщает дар предвидения. И Вера действительно уверенно говорит, что «этот человек убьёт себя». А мужчин этот браслет охраняет от насильственной смерти. Передав браслет любимой женщине. Желтков обрекает себя на насильственную смерть. Его подвиг – это подвиг самоотречения и самопожертвования. Для Гурова, лейтмотивом образа которого является пошлость, «героическим поступком является» осознание пошлости своей жизни и приезд в С. Он начал задумываться о высших целях бытия, понимать, что всё на свете прекрасно, кроме того, о чём мыслят и что делают люди. 6. Обратим внимание на то, что в рассказах обоих писателей важную роль играют детали. Пошлый курортный роман Гурова, как контраст, обрамлён морским ялтинским пейзажем. Анна Сергеевна и Гуров смотрели на море и молчали. Детали пейзажа помогают раскрыть внутреннее состояние героев: туман создаёт мотив неясности судьбы, неподвижные белые облака и однообразный шум моря говорят о покое, о вечном сне. Но в то же время красота женщины и сказочной обстановки – моря, гор, облаков, широкого неба – говорят о прекрасной жизни и о высших целях бытия. Настоящая любовь проснулась в Гурове в скучной серой Москве и в провинциальном С. как контраст к пошлой и унылой жизни, которую он там вёл. Очень важная деталь - длинный серый забор напротив дома Анны Сергеевны и мысли Гурова: «От такого забора убежишь». Разговорная конструкция подчёркивает невозможность что-либо изменить в своей жизни. Куприн же, напротив. «перемещает» историю, «реально» происходившую в Петербурге, в приморский город, желая подчеркнуть возвышенность и красоту любви героя к Вере Шеиной. Первая глава открывается описанием шторма и рассказом о гибели рыбаков. Это описание подготавливает к трагической развязке рассказа. Затем даётся контрастный сентябрьский пейзаж – «тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». В конце рассказа героиня обретёт духовную связь с умершим Желтковым через сонату Бетховена, она словно поведёт с ним диалог, почувствует, что она прощена им, что он её успокаивает и готов оберегать её покой даже из иного мира. Ещё одна важная пейзажная деталь: «Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья» - говорит о смирении перед судьбой и примирении с ней. 7. «Концепции любви» в рассказах Чехова и Куприна диаметрально противоположны. У Куприна любовь сродни таланту, дару судьбы, она дана не каждому. Такая бескорыстная, жертвенная любовь, ничего не требующая взамен, бывает раз в тысячу лет, она посетила «маленького человека» и осветила его жизнь ярким светом, и он бесконечно благодарен судьбе за этот подарок. У Куприна любовь – высокое духовное светлое поэтическое чувство. У Чехова сначала показан пошлый курортный роман, плотская связь, которая затем перерастает в глубокое чувство и приносит героям страдания и муки от неразрешимости ситуации. Финал рассказа открыт, и читатели сами должны решить, чем закончатся эти отношения. Светлее и человечнее мне кажется рассказ Куприна, где воспевается высокая любовь. Ближе к реальности рассказ Чехова, где он показал прозу жизни с её пошлостью, хаосом и неразрешимыми противоречиями. Мне близок рассказ Куприна своей романтичностью, изображением любви как светлого духовного чувства. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|