|
Вы здесь: Критика24.ру › Гумилев Николай Стихи
Шестое Чувство пример (Гумилев Николай Стихи)Н.С. Гумилёв в стихотворении «Шестое чувство», по-моему мнению, хотел указать на онтологическую невозможность восприятия человеком всей полноты окружающего мира. В произведении используются перекрестная рифма; мужская чередуется с женской. Для более четкого понимания разберем его по строфам.
«Прекрасно в нас влюбленное вино, И добрый хлеб, что в печь для нас садится» - Здесь автор рисует образы насущных, но оттого не менее привлекательных, продуктов, подчеркивая их расположенность, предназначенность человеку через олицетворение – «Влюбленное вино», «Добрый хлеб что в печь для нас садится». Этот прием, как мне кажется, используется для усиление антитезы между понятными для нас, а оттого и благосклонными, вещами и совершенно неясными, о которых речь пойдет во второй строфе.
«И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться.» - Здесь Гумилёв ставит доступную нам женщину в один ряд с вином и хлебом. Принципиально важно, на мой взгляд, что чтобы насладиться женщиной, изначально следует ей «Измучиться». В этом и заключается отличие наслаждения ею от наслаждения вином или хлебом, так как последние изначально создавались людьми для человека, а женщина создавалась людьми, но не для человека, потому изначально представляется нам загадочной и неясной, однако, расположив её к себе, измучавшись, человек перестает воспринимать всю её загадочность и недоступность, а полученное наслаждение вполне обоснованно сравнивает с наслаждением от хлеба или вина. Это, как я считаю, одна из самых интересных мыслей стихотворения.
«Но что нам делать с розовой зарей, Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами?» - Здесь прослеживается явная антитеза между ясными аспектами окружающего мира: хлебом, вином, доступной женщиной и таинственными: зарей, небесами и стихами. Сущность таких явлений для человека непонятна, он, как и автор, будто обращается к небу, говоря «Что делать нам со всем этим?».
«Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять, Осуждены идти всё мимо, мимо.» - Здесь Гумилёв подходит к главной теме: человеку нечем воспринимать вещи, суть которых ему неясна. Наблюдая за розовой зарей, человек не может уловить всей полноты данного мгновения. А оно просто проходит, оставляя его наедине с осознанием своей ничтожности.
«Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем;» - Здесь Гумилёв очень точно сравнивает представления человека о неясных ему явлениях с представлениями маленького мальчика любви. Он, конечно, может попытаться вообразить себе, что это такое, но представления его будут глупы и наивны.
«Как некогда в разросшихся хвощах, Ревела от сознания бессилья, Тварь скользкая, почуя на плечах, Еще не появившиеся крылья;» - Здесь автор второй раз подряд подбирает точное сравнение: в своем бессилии перед прекрасным человек подобен гусенице. Он лелеет надежду на осмысление высоких материй, словно гусеница надежду на появление у нее крыльев. Из этого же образа мы понимаем, что Гумилёв считает вопросом времени способность осмысления природы прекрасного, ровно как и вопрос времени превращение гусеницы в бабочку.
«Так век за веком - скоро ли, Господь? - Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.» - Кульминация стихотворения подтверждает изложенную мной в комментариях к прошлой строфе мысль и открывает перед нами еще одну важную деталь. Природа прекрасного есть Бог, который наблюдает за человеком, как лечащий врач за больным, и ведёт диалог по средствам природы и искусства. Человек же постоянно движется к осознанию божественного – «Рождая орган для шестого чувства». Обновлено: Опубликовал(а): przrn Внимание! Спасибо за внимание.
|
|