|
Вы здесь: Критика24.ру › Гоголь Н. В.
Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Портрет» (Гоголь Н. В.)Повесть "Портрет" была закончена Н.В.Гоголем к 1841 году. Писатель размышляет о высокой тайне искусства, духовной гибели художника. Эта повесть затрагивает многие проблемы. Одной из самых главных проблем является борьба добра и зла. Ее удается удачно раскрыть благодаря тому, что произведение состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.
В первой части рассказывается о живописце Чарткове. Он очень талантлив, но беден. После приобретения странного портрета в картинной галерее с ним происходят необычные вещи: оживание изображенного на портрете ростовщика, непонятный сон. В этом сне Чартков видит много денег, что дает нам право сказать о его жажде славы и богатства. В душе главного героя присутствует тайное зло, недоброжелатель. Вскоре он обнаруживает деньги, выпавшие из той картины. С их помощью он становится богатым, а затем и известным. С приобретением известности Чартков теряет самое главное- свою индивидуальность. Он рисует уже не от души, а по принятым стандартам, стереотипам. Однажды на выставке работы своего давнего друга он заметил великолепие его творчества. В тот момент он и понимает, что променял свой талант на деньги. Вскоре Чартков умирает, потрясенный этой мыслью.
Во второй части повести рассказывается о другом, совсем противоположном по духу художнике, не склонным к честолюбию. К нему пришел ростовщик с просьбой нарисовать его портрет. Художник принялся за него, однако процесс выполнения шел плохо. По завершению портрета тот стал передаваться из рук в руки, и каждый, к кому он попадал, становился обречен на несчастья. Художник понял, что совершил грех, стал отшельником и ушел в монастырь. Исцелив свою душу написанием иконы, он завещал своему сыну обязательно найти и уничтожить тот злосчастный портрет. Таким образом он пытался искупить свой грех.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что добро и зло в повести "Портрет", безусловно, взаимосвязаны и являются главной тематикой произведения. Первое проявляется здесь как искупление греха, стремление к покаянию и отсутствие честолюбия, омрачающего жизнь. А второе проявляется в пути от таланта к гибели вследствие жадности и зависти, стремлении стать богаче и обрести славу, несмотря ни на что. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Шпигель Внимание! Спасибо за внимание.
|
|