|
ПРОБЛЕМА НАРОДНОГО СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО (ЕГЭ по литературе)Николая Алексеевича Некрасова, как никакого другого поэта, можно назвать певцом русского народа, его страданий и тяжкой доли. Судьба простого человека всегда была главной темой некрасовской лирики.“Я лиру посвятил народу своему,” - признается Некрасов в знаменитом стихотворении “Элегия”. Его, борца за права крестьян, всегда волновала проблема народного счастья: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Именно ее поэт делает центральной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. В основе сюжета - странствие семи мужиков, которые отправляются в дорогу с тем, чтобы выяснить “кому живется весело, вольготно на Руси”. Узнавая у каждого, в чем его счастье и есть ли оно, странники, а вместе с ними и читатели, получают представление о том, каково же оно, народное счастье. Самых разных людей встречают герои в пути: это и безымянные крестьяне на ярмарке, и пользующиеся всеобщим уважением Матрена Тимофеевна Корчагина и Ермила Гирина, и юный семинарист Гриша Добросклонов. Какое же оно, народное счастье? Оказалось, оно очень-очень разное, точного ответа на поставленный вопрос не нашлось. Так, в главе “Счастливые” перед нами проходит целый ряд людей, считающих себя такими. Старуха счастлива тем, что у нее “по осени // Родилось реп до тысячи”. Солдат с медалями своим счастьем называет то, что остался жив, сильный каменотес-олончанин видит его в здоровье, а вот безымянный “мужик с одышкою, // Расслабленный, худой” рад уже и тому, что смог приехать умирать на родину. Дворовой человек горд и счастлив своей болезнью, да не какой-нибудь, а “почетной”, дворянской - подагрой. Каждый хвастается, однако странники не очень-то верят услышанным словам. Тех, кто хвалится своим счастьем, хочется пожалеть, слишком уж оно безрадостно. “Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями, / Проваливай домой!” - делают вывод крестьяне. Более основательным вариантом представлений о счастье выглядит история Ермилы Гирина. Это простой крестьянин, который пользуется уважением окружающих за то, что честен, неподкупен, не идет против неписаных нравственных правил. Ни мужики-странники, ни мы, читатели, не видим Ермилы, мы только слышим рассказ о нем. Из него мы можем заключить, что счастье Ермилы - в чистой и незапятнанной совести. Так, будучи бурмистром, он “мирской копеечки под ноготь не зажал”, “не попустил виновному”, “душой не покривил”. Единственный раз, когда Ермила пошел против совести, отдав в солдаты сына вдовы Ненилы вместо младшего брата, чуть не закончился трагедией. Сам Ермила почувствовал подлость своего поступка и не успокоился до тех пор, пока Нениле не вернули сына. Крестьяне не могут встретиться с Ермилом - он в остроге. Можно предположить, что причина этому все то же следование голосу совести, неспособность покривить душой. Попытка найти счастливую среди баб приводит крестьян к Матрене Тимофеевне Корчагиной, которую окружающие называют “губернаторшей”. Сама героиня не считает себя счастливой, рассказав свою судьбу, она делает горький вывод: “Не дело - между бабами // Счастливую искать”. Однако история жизни Матрены Тимофеевны говорит о том, что для нее счастье - это здоровье и благополучие семьи: мужа и детей. Все, что делает эта простая и мужественная женщина, направлено на защиту ее родных. Так, она принимает наказание вместо сына Федота, пожалевшего волчицу и отдавшего ей задушенную овцу. Узнав о несправедливом рекрутском наборе, в который попал ее муж Филипп, Матрена Тимофеевна не побоялась отправиться к самому губернатору, чтобы вернуть мужа. Несмотря на все тяжести женской судьбы, Матрена Тимофеевна старается сохранить благополучие своей семьи, и в этом ее счастье. На страницах поэмы мы встречаем еще одного героя, в связи с которым автор использует слово “счастье” - это Гриша Добросклонов, сын бедного дьячка. Его счастье - в служении родине, в служении русскому народу. Герой знает, что “будет жить для счастия //Убогого и темного // Родного уголка”, несмотря на то, что тяжелый этот путь народного заступника обещает много страданий, “чахотку и Сибирь”. Получается, что найти счастливого на Руси оказалось не так-то просто. Чье-то счастье показалось мужикам смешным и нелепым, как счастье старухи, вырастившей репу, кто-то, как Матрена Тимофеевна, сам отказывается считать себя счастливым. Наверное, по-настоящему счастлив только Гриша Добросклонов, так как цель свою находит в том, “Чтоб землякам моим//И каждому крестьянину//Жилось вольготно-весело//На всей святой Руси!” Обновлено: Опубликовал(а): Alexandra_liz Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|