Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ Базарова. Внутренний и внешний конфликт (Тургенев И. С.)

Евгений Базаров - главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Сам автор о своем отношении к герою писал: «Хотел ли я обругать Базарова или превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. Причина такого неоднозначного отношения заключается в образе Базарова, который оказывается участником сразу двух конфликтов - внутреннего и внешнего. В чем же состоят эти конфликты?

Внешнее противостояние, в котором участвует Базаров, - это его противоборство с окружающим его обществом. Так или иначе главный герой противопоставлен всем остальным персонажам: братьям Кирсановым, своим псевдоединомышленникам Ситникову и Кукшиной, Анне Сергеевне Одинцовой и даже собственным родителям.

Так, Базаров стреляется на дуэли с Павлом Петровичем, к Ситникову и Кукшиной относится пренебрежительно, его отношения с Одинцовой заканчиваются разрывом, и даже собственные родители побаиваются своего сурового сына, не понимая его. Причиной внешнего конфликта является, по-моему, та система взглядов, которой придерживается Базаров, его нигилизм. Герой отрицает любые проявления человеческого чувства, считает их смешными и нелепыми. Он иронически называет отца и дядю Аркадия “старенькими романтиками”, потому что они “развили нервную систему до раздражения”, тогда как в отношениях между людьми существует только физиология. В соответствии с нигилистическими идеями Базаров остается глух к искусству, отношениям между людьми, к принципам общественного устройства. Его задача - “место расчистить”, а вот что будет дальше, уже неинтересно. При этом в отличие от Ситникова, Кукшиной и Аркадия, которые играют в нигилистов, Базаров искренне верит в то, что проповедует. Следствием базаровского мировоззрения становится одиночество: никто из окружающих не может его понять, стать с ним вровень.

Трагическое одиночество героя усиливается противоречием, которое существует внутри него самого. После знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров переживает внутренний конфликт между собственными убеждениями и чувствами, между разумом и сердцем. С одной стороны, он понимает, что чувство, которое он испытывает к Одинцовой, - это любовь (вспомним его признание во время их встречи). Однако, с другой стороны, Базаров не может не видеть, что это противоречит нигилизму и всему тому, чему он верил до этого. Этот конфликт для героя очень мучителен, но ведет себя Базаров достойно. Он находит мужество признаться в любви и себе, и Одинцовой, а когда понимает, что чувство без ответа, продолжает жить дальше.

В финале романа оба конфликта разрешаются - разрешаются смертью героя. И это делает образ Базарово особенно трагичным.

Мое отношение к тургеневскому герою неоднозначно. Верность принципам до самой смерти, конечно, вызывает уважение. И в то же самое время Базарова хочется и пожалеть, и осудить: пожалеть за одиночество, в котором, мне кажется, он виноват. Ведь, он сам не смог найти общего языка с другими людьми, а это достойно осуждения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.