|
Проблема нравственного выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» пример (Школьные сочинения)Проблема нравственного выбора является центральной в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев романа делает свой нравственный выбор, то есть выбор пути, судьбы в соответствии со своими принципами, убеждениям и совестью (или отсутствием таковых). Жизнь и судьба самого писателя делает эту тему особенно актуальной. Больше всего волновала писателя судьба творческой интеллигенции. Члены МОССОЛИТа заняты вовсе не творчеством, не духовными исканиями, их привлекает вкусная пища в ресторане «Дом Грибоедова», дачи, квартиры. Они живут мелкими интригами, сплетнями. Ради карьеры они готовы на все, выполняют любое распоряжение власти. Нет никакой независимости, свободы творчества. Среди них есть просто невежественные люди: поэт Бездомный, Рюхин, которые и учебу даже считают необязательной. Однако, есть среди них и люди образованные: Берлиоз, критик Латунский. Они вполне сознательно ради карьеры сделают все. Это их нравственный выбор. Берлиоз получил очень жестокое наказание именно из-за своего выбора. В романе им противопоставлена личность мастера, который выбрал нищету, темный подвал. Но зато он свободен и независим, его волнуют лишь вопросы творчества и духовности. И в награду он получает любовь прекрасной женщины, Маргариты. Она тоже предпочла бедность, жизнь полную гонений спокойной и размеренной жизни. В конце - концов Мастер оказался затравлен и погибает в психушке. Зато он обретает вечность. Слова Воланда: «Рукописи не горят» , оказываются пророческими. Творчество Мастера, также как и творчество самого Булгакова нашло свою дорогу к читателю. И они обрели славу. Мастер живет не в настоящем, а в вечности. Он общается со своими героями, Иешуа, Понтием Пилатом. С Иешуа они отстаивают идеалы добра, справедливости. А фраза Понтия Пилата, когда он посылает на смерть невинного человека: «Я умываю руки» ,-становится крылатой. Это тоже его нравственный выбор. Интересует Воланда, вершителя зла, и психология московских обывателей. Оказалось, что люди не так уж и изменились с техническим прогрессом. Все те же пороки, недостатки присущи этим людям. События вокруг квартиры № 50, сцены театра «Варьете» показывают, что люди-то остались прежними. Они все также склонны к деньгам и выгоде. Впрочем, появилась и новая категория людей, готовых писать доносы на своих соседей ради получения квартиры. Зловещей на этом фоне выглядит фигура Алаизия Макарыча, который написал донос на Мастера. В предверии предстоящих репрессий таких людей было немало. Нравственный выбор, который делают герои романа одних приводит к пониманию добра, вечности, любви; а другие просто уходят в небытие. Очень важно, что автор сумел донести это до нас, потому что мы тоже делаем свой нравственный выбор. Обновлено: Опубликовал(а): mary.cyrus.00@mail.ru Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|