|
Образ Санкт-Петерубрга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (ЕГЭ по литературе)"Теми мотивами, которыми оправдывается наказание преступника, можно оправдать и его преступление". Ф. Ницше
До романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского, Санкт-Петербург воспевался в стихотворениях Александра Сергеевича Пушкина, как величественный и богатый город-столица. Однако, Достоевский в корне меняет представление города в своем романе, делая его центром преступлений и пристанищем униженных людей, ищущих от безысходности свободу. Кажется, сама атмосфера толкает на незаконные действия всех, кто живет здесь. Так может, Санкт-Петербург и есть главный герой романа? Роман начинается с визуального описания города Петербурга. Раскольников бродит по этим страшным улицам, где на каждом шагу стоят многочисленные кабаки и распивочные, откуда доносятся вопли пьяных и жалких мужчин. Автор постоянно говорит о грязи, пыли, духоте и жаре, стоявшие в городском воздухе. Именно под воздействием этих факторов Раскольников выдумывает свою гениальную теорию, в которой ему позже придется разочароваться. Все комнаты героев Достоевский показывает крошечными, давящими на сознание жителей своим нездоровым желтым цветом. Петербург предстает, мягко говоря, уродливыми "каменными джунглями", в которых нет никаких надежд. И люди в этой вечной напряженности и неопределенности кажутся просто сумасшедшими в больнице для психически нездоровых. Автор показываем, что каждый человек здесь по-своему беден - либо материально, либо духовно. Почти всех героев романа ждет трагическая участь: Аркадий Свидригайлов кочает жизнь самоубийством, пьяный чиновник Мармеладов умирает под колесами экипажа, гибнет мачеха Катерина Ивановна. Все они окружают бедного Родиона, и их судьбы переплетаются между собой. Город вполне можно считать не только локацией для всего происходящего, а полноценным героем, который своей сущностью подталкивает человека на злобные деяния, то есть порождает убийцу. Ведь, в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" показан, как окружающая среда может повлиять на мысли человека. Именно природа показывает раненому Андрею Болконскому, что слава - не главное в человеческом деле. Он переосмысливает всю свою жизнь, меняется его мировоззрение, и также под застоем духоты Санкт-Петербурга меняются мысли Родиона Раскольникова. Идя на убийство, герой рассуждает о фонтанах, которые могли бы остудить его разум и увести от сумасшедшей идеи об убийстве. Он рассуждает так, будто преднамеренное убийство старухи-процентщицы спасет всех в городе, пока тот усмехается, глядя, как Родион все дальше и дальше заходится в заблуждениях. Родион находит покой только покаявшись и вырвавшись из плена душного Петербурга. Каторга в холодной Сибири исцеляет и его разум, и его душу. Для него и для Сони Мармеладовой наступает счастливый конец. Я совершенно не хочу оправдывать поступок Родиона Раскольникова, но, смотря на ситуацию трезвым взглядом, я хочу сказать, что герой оказался в плену у ситуации. Его жизнь была бедной, он жил не в лучшем слое общества и на него давили обстоятельства. Именно Санкт-Петербург порождает его идеи, под напором которых Раскольников идет вершить судьбы людей. Обновлено: Опубликовал(а): Анна_Каренина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|