|
Почему преступивший Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников - нет? (Достоевский Ф. М.)В романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский создает героев-двойников. Таким образом, двойником главного героя, Родиона Раскольникова, становится Аркадий Свидригайлов. Достоевский постоянно проводит параллель между ними, чем помогает читателю ощутить близость двойников. Уже с первой встречи Свидригайлов говорит Раскольникову, что они с ним “одного поля ягоды”, и подчеркивает его интерес к Родиону Романовичу различными высказываниями: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее». Сходство героев Достоевский подчеркивает и тем, что оба они являются преступниками. Однако вскоре оказывается, что не во всём так схожи Раскольников и Свидригайлов: преступив закон, Аркадий, спустя некоторое время, оканчивает жизнь самоубийством, Раскольников же, в свою очередь, такой поступок не совершает, и даже наоборот, встает на путь искупления вины. Попробуем разобраться, почему герои повели себя именно таким образом. Во-первых, главную роль в спасении души Раскольникова сыграла Соня Мармеладова: будучи рядом в нужный момент, она давала ему свою незаменимую поддержку, в которой так нуждался Раскольников: - Так не оставишь меня, Соня? - Нет, нет; никогда и нигде! За тобой пойду, всюду пойду! Ради него она была готова на самопожертвование: “в каторгу с тобой вместе пойду!”. Соня сыграла решающую роль в жизнь Раскольникова, ведь, возможно, не будь её, главный герой повторил бы судьбу Свидригайлова. Свидригайлов же был один, у него не было того человека, который мог выслушать и поддержать. Его жена умирает, а Дуня, единственная девушка, которая могла спасти его от греха, доведена им до такого состояния, в котором сама готова его пристрелить: “Оставьте меня! … клянусь, я опять выстрелю… Я… убью!..”. Получается, что отсутствие поддержки и нужного человека рядом стало одной из причин самоубийства Аркадия Свидригайлова. Во-вторых, Раскольников, в отличии от Свидригайлова, видит грань между добром и злом. Ведь даже преступления они совершают с различными целями: Родион Раскольников, имея собственную теорию, решается проверить её, он убивает старушку и Лизавету ради проверки этой самой теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. Свидригайлов же преступает закон ради получения сомнительных удовольствий. И даже после совершения преступления, Раскольников не переступает ту самую “черту”: «Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и то не сумел, оказывается...». В нём просыпается совесть, которая не дает ему покоя. Свидригайлов, в свою очередь, не видит в преступлении Раскольникова никакой трагедии, ободряет, успокаивает: «Не преступник ты, на этой стороне остался, потому что человек». Более того, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийства, совершенные им. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, однако это не приносит ему счастья, ему остается лишь скука. Неразличимость добра и зла порождает бессмысленную жизнь. В конце концов, Свидригайлов понимает, что он уже не человек, у него нет шанса на возрождение и всё, что ему остается – наложить на себя руки.
Таким образом, можно сделать вывод, что причиной самоубийства Свидригайлова стало отсутствие границ между добром и злом, непризнание нравственных норм, а также нехватка близкого человека рядом. Раскольникова от трагичной участи спасло видение этих самых границ, нужный человек под плечом, и, конечно же, раскаяние. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина0901 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|