Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Портреты угнетателей народа по поэме Кому на Руси жить хорошо (Некрасов Н. А.)

Тема взаимоотношений помещиков и простого народа является одой из основных, и она немыслима без разбора как образов крестьян, так и портретов угнетателей

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев - это кругленький и румяный барин лет шестидесяти с длинными седыми усами. Именно он поведал семи мужикам о том, как переживают трудные времена перемен помещики. В целом сословию пришлось умерить аппетиты, снять дорогие одежды и отказаться от пиров и охот. Помещик возмущался, что раньше никто не говорил ему о барском предназначении, которое заключается вовсе не в поддержании дворянского достоинства роскошью и ношением ливреи.

Некрасов довёл до гротеска наивность и убеждённость мучителя в своей безгрешности. Гавриил Афанасьевич искренне не понимал, за что ему наказание в виде лишения права распоряжаться судьбами крестьян. Его приводит в уныние нынешнее состояние Руси: крестьяне не работают день и ночь, находят время для недолгого отдыха, старые родовые сады пилят на дрова, на месте имений строят кабаки. По мнению Оболт-Оболдуева для крестьян свобода опасна, а грамота - бесполезна. Речи старика проникнуты убеждённостью, поэтому даже мужики, на своей же шкуре ощутившие все удары прошлых порядков, посочувствовали помещику и в чём-то с ним согласились. Барин считал, что был добрым хозяином, ведь на святые праздники он сгонял крестьян на молитву в свой дом, а затем заставлял баб со всей деревни драить полы. Ему не казалось зверством избиение и порка подданных. Дворянин гордился тем что имена его предков были в древних записях о нелепой и неудачной попытке сжечь Москву и несчастном случае с медведем. Интересно, что родословная Оболт-Оболдуева идёт от татар, возможно, это скрытое сравнение барского произвола и монгольского ига.

Для некоторых отмена крепостного права стала настолько неожиданной и невероятной, что они отказались верить в неё и продолжали жить по старым порядкам, раздавая приказы уже относительно свободным людям. Образ князя Утятина, Последыша, как его прозвали крестьяне, щедро сдобрен сатирой, но это ничуть не умаляет реальности явления, когда старики-помещики сходили с ума и не принимали произошедших перемен. Автор рисует князя худым, бледным, высоким, с хищным морщинистым лицом. В показанной автором ситуации дети барина, чтобы получить наследство и угодить батюшке, решили обхитрить мужиков-косарей и пообещали им земли за притворство. Помещик продолжал "чудить": ежедневно объезжал владения и ругал крестьян, даже приказал поженить семидесятилетнюю вдову и шестилетнего ребёнка. Глава оканчивается смертью барина, которая символизирует гибель старых порядков.

Некрасов создавал не только яркие образы героев, но и мучителей-помещиков, которых он описывал с яростью народного заступника. Поэт обличал зверства, творимые жестокими самодурами, тонко подмечал мельчайшие черты господских нравов. В произведениях Некрасова, признаваемых ценной частью мировой литературы, навсегда осталось правдивое изображение решающего в истории России события - отмены крепостного права - и особенностей жизни страны до и после него.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.